«Что такое «хорошо» и что такое «правильно». Урок о культуре речи в ЦДБ

В последние дни летних каникул Центральная детская библиотека провела урок о культуре речи «Что такое «хорошо» и что такое «правильно»». Целью встречи стало введение младших школьников в мир лингвистики, стилистики, дающий им начальное представление о культуре речи, речевом этикете и правилах общения.

Ни для кого не секрет, что речь современных школьников часто бывает лексически бедной, невыразительной, логически непоследовательной, содержит много стилистических ошибок. Данное мероприятие является опорной точкой для формирования у младших школьников таких понятий, как «культура речи», «грамотность речи» и «опасность речевых ошибок». Проводилось оно в виде лекции с наглядными примерами и практическими заданиями.

В основной части встречи давалось определение культуры речи и краткий обзор выразительных средств языка с необходимыми примерами и пояснениями. Далее детям предлагалось ответить на вопрос: для чего человек должен обладать грамотной, выразительной и культурной речью? Затем эти ответы подытоживались, и делался вывод. Разбирались такие явления, как употребление грубых слов, слов-паразитов, необоснованное употребление иностранных слов в русском языке. Для наглядности школьникам демонстрировались соответствующие обсуждаемым понятиям иллюстрации слайдов презентации.

Попутно говорилось о русском фольклоре, в частности о пословицах и поговорках, как о кладезе народной культуры и ярчайшем средстве выразительности в языке.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Большое внимание уделялось понятию «слово», его значению и требованиям к нему в аспекте коммуникационной культуры. Дети учились так же создавать настроение и вызывать ощущения сладкими, пушистыми, твердыми, грустными и веселыми словами. Был устроен небольшой экскурс в историю, чтобы продемонстрировать негативное отношение людей к сквернословию и пустословию, а затем проведена аналогия с современностью.

В заключительной части урока школьникам были предложены упражнения на поиск и исключение из речи тавтологии и на использование паронимов. Они искали ошибки, правильно произносили слова и расставляли ударение.

Познакомились с книжной выставкой «Увлекательный мир справочников и словарей», на которой были представлены: толковый, орфоэпический, этимологический словари, словари «Слитно-раздельно», иностранных слов, делового речевого этикета, а также пособия: «Слова с двойными согласными», «Словарь трудностей русского языка», «Словарь образцового русского ударения».

В коротком завершающем слове школьникам рекомендовалось больше читать для развития речи, улучшения памяти и обогащения словарного запаса, а также, несмотря на распространение гаджетов, как можно больше общаться «вживую».

 

Дубна Ольга Анатольевна, библиотекарь 1 категории ЦДБ

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.