Дети солнца. Дети дождя. Рекомендательный список литературы

21 марта отмечался Международный день человека с синдромом Дауна. Впервые этот день отмечался в 2006 году. Мы подготовили список литературы, посвященной проблемам заболевания.

В России День человека с синдромом Дауна впервые отметили в 2011 году.

Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма установлен Генеральной Ассамблеей ООН 18 декабря 2007 г.  Отмечается с 2008 года 2 апреля.

В Резолюции ООН  рекомендует принимать все меры для информирования общества, в том числе семей, о проблеме детей, страдающих аутизмом.

Вниманию читателей предлагается список литературы.  В нём представлены книги и статьи из периодических изданий. Познакомиться с ними вы можете в ИОГУНБ им. И. И. Молчанова-Сибирского, ИОДБ им. Марка Сергеева, Гуманитарном центре — библиотеки им. семьи Полевых, в муниципальных библиотеках Централизованной библиотечной системы г. Иркутска.

Список может быть интересен педагогам, воспитателям, родителям, членам общественных организаций, сотрудникам социальных учреждений др.

 

21 марта —  Международный день людей с синдромом Дауна

2 апреля – Всемирный день распространения информации об аутизме

 

фото 1

Дети дождя

1. Беттельхейм, Бруно. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я : пер. с англ. / Б. Беттельхейм. — М. : Академ. проект : Традиция, 2004. – 783 с.

 

2. Лебединская, К. С. Диагностика раннего детского аутизма : начальные проявления / К. С. Лебединская, О. С. Никольская. — М. : Просвещение, 1991. – 97 с.

 

3. Лютова, Е. К. Шпаргалка для родителей. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. — СПб. : Речь, 2004. — 133 с. — (Детская психология и психотерапия).

 

4. Лютова-Робертс, Е. К. Шпаргалка для родителей : гиперактивные, агрессивные, тревожные и аутичные дети / Е. К. Лютова-Робертс, Г. Б. Монина. — СПб. : Речь ; М. : Сфера, 2010. — 135, [9] с.

5. Мамайчук, И. И. Помощь психолога детям с аутизмом / И. И. Мамайчук. — СПб. : Речь, 2007. – 287 с. : табл.

 

6. Морозова, С. С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах : пособие для учителя-дефектолога / С. С. Морозова. — М. : ВЛАДОС, 2007. – 176 с. : фото. — (Коррекционная педагогика).

 

7. Тингей-Михаэлис, К. Дети с недостатками развития : пер. с англ. / К. Тингей-Михаэлис. – М. : Педагогика, 1988. – 240 с.

 

8. Шрамм, Р. Детский аутизм и АВА / Р. Шрамм. — Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2013. – 178 с.

 

9. Шустов, Д. И. Аутоагрессия, суицид и алкоголизм / Д. И. Шустов. — М. : Когито-Центр, 2005. — 213 с.

 

10. Юханссон, Ирис. Особое детство / И. Юханссон ; пер. со швед. О. Б. Рожанской. — М. : Теревинф, 2010. – 155 с. : ил. — (Любовь изгоняет страх).

 

11. Яковлев, Б. П. Аутоагрессия: современные проблемы и тенденции : учеб. пособие / Б. П. Яковлев, О. Г. Литовченко. — Ростов н/Д : Феникс, 2006. — 382 с. — (Среднее профессиональное образование).

 

12. Александровская, Э. М. Развитие психических функций ребенка в процессе игры / Э. М. Александровская, Н. В. Куренкова // Аутизм и нарушение развития. — 2012. — № 3. — С. 43-58 : рис.

 

13. Александровская, Э. М. Родителям о детях / Э. М. Александровская, Н. В. Куренкова // Аутизм и нарушение развития. — 2012. — № 1. — С. 29-40 : табл. — Библиогр. в конце ст.

 

14. Аршатская, О. С. О детском аутизме / О. С. Аршатская // Дошкольное воспитание. — 2006. — № 8. — С. 63-70.

 

15. Аршатская, О. С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся детском аутизме / О. С. Аршатская // Дефектология. — 2005. — № 2. — С. 46-56.

 

16. Аршатская, О. С. Сочетание игровых занятий и холдинг-терапии в психологической помощи ребенку с выраженными проблемами детского аутизма / О. С. Аршатская // Дефектология. — 2011. — № 2. — С. 62-70.

 

17. Ахутина, Т. В. Применение луриевского принципа синдромного анализа в обработке данных нейропсихологического обследования детей с отклонениями в развитии / Т. В. Ахутина, Е. В. Матвеева, А. А. Романова // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. — 2012. — № 2. — С. 84-95.

 

18. Баенская, Е. Р. Возможности использования рисунка в коррекционной работе с аутичными детьми / Е. Р. Баенская // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. — 2012. — № 1. — С. 46-54. — Библиогр. в конце ст.

 

19. Баенская, Е. Р. Закономерности раннего аффективного развития в норме и при синдроме аутизма / Е. Р. Баенская // Дефектология. — 2010. — № 3. — С. 3-11. — Библиогр.: с. 10 (8 назв.)

 

20. Бардышевская, М. К. Невербальная коммуникация у детей с нарушениями общения и эмоциональной депривацией / М. К. Бардышевская // Вопросы психологии. — 2010. — № 6. — С. 33-42. — Библиогр.

 

21. Баркан, А. Его величество Ребёнок! Какой он есть. Тайны и загадки : о возрастных и индивидуальных особенностях детей: упрямство, ребёнок-левша, агрессивность, застенчивость, гиперактивность, аутизм у детей и др. — (Психология для всех и для каждого) // Баркан А. Плохие привычки хороших детей. Учимся понимать своего ребёнка. — М., 2003. — С. 39-278.

 

22. Благутина, В. Другие / В. Благутина // Химия и жизнь-XXI век. — 2012. — № 10. — С. 20-24.

 

23. Бородина, Л. Г. Лекарственная терапия расстройств аутистического спектра у детей: опыт зарубежных психофармакологов / Л. Г. Бородина // Аутизм и нарушение развития. — 2012. — № 4. — С. 1-18 : рис. — Библиогр. в конце ст.

 

24. Быховский, О. Б. Место континуума аутистических расстройств в актуальных европейских психологических исследованиях / О. Б. Быховский // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2012. — Т. 9, № 4 (октябрь-декабрь). — С. 145-150.

 

25. Владимирова, Н. Не от мира сего : (аутизм у детей) / Н. Владимирова // Семья и школа. — 2003. — № 9. — С. 10-11.

 

26. Воронкова, К. В. Эпилепсия и аутизм / К. В. Воронкова, О. А. Пылаева, А. А. Холин // Аутизм и нарушение развития. — 2012. — № 2. — С. 1-17 : рис. — Библиогр. в конце ст.

 

27. Вроно, Е. Дети дождя / Е. Вроно // Здоровье школьника. — 2012. — № 9. — С. 72-73.

 

28. Гусева, И. Е. Анализ истории развития аутичного ребенка / И. Е. Гусева // Дефектология. — 2011. — № 1. — С. 65-72.

 

29. Демкова, Е. Е. Лето, солнце, море и стереотипы / Е. Е. Демкова // Аутизм и нарушение развития. — 2012. — № 2. — С. 57-69 : рис.

 

30. Додзина, О. Б. Психологические характеристики речевого развития детей с аутизмом / О. Б. Додзина // Дефектология. — 2004. — № 6. — С. 44-52.

 

31. Живова, О. Такая долгая разлука… / О. Живова // Защити меня. — 2008. — № 1. — С. 33.

 

32. Жог, М. Аутизм и пол / Л. Таратина // Защити меня. — 2009. — № 1. — С. 49-50.

 

33. Жуков, Б. Зеркала чужой души / Б. Жуков // Вокруг света. — 2011. — № 7. — С. 36 : цв. ил.

 

34. Здоровый интерес // Вокруг света. — 2011. — № 8. — С. 138-139 .

 

35. Золотовицкий, Р. Мой сын — аутист / Р. Золотовицкий // Домашний Очаг. — 2013. — № 5. — С. 180-183 : фото.

 

36. Кагарлицкая, Г. С. Дети с расстройствами аутического спетра: с чего начать? / Г. С. Кагарлицкая // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. — 2010. — № 1. — С. 52-57. — Библиогр. в конце ст.

 

37. Керре, Н. О. Проблемы внеучебного функционирования аутичного ребенка в семье / Н. О. Керре // Аутизм и нарушение развития. — 2012. — № 2. — С. 31-37 : рис.

 

38. Косилова, Е. В. Субъект и Другие / Е. В. Косилова, А. Н. Кричевец // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. — 2011. — № 6. — С. 78-102.

 

39. Костин, И. А. О формировании адекватного социального поведения у подростков и молодых людей, страдающих аутистическими расстройствами / И. А. Костин // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. — 2011. — № 7. — С. 32-35.

 

40. Костин, И. А. Опыт использования теста Векслера в индивидуальной работе с подростком, страдающим аутизмом / И. А. Костин // Дефектология. — 2010. — № 4. — С. 11-19 : 1 рис. — Библиогр.: с. 19 (6 назв.)

 

41. Крылова, Елена Сергеевна. Другие дети / Е. С. Крылова // Социальная работа. — 2012. — № 2. — С. 12-14 : ил.

 

42. Кудленок, В. Ребенок, не похожий на других : как с этим жить? / В. Кудленок // Школьный психолог. — Первое сентября. — 2013. — № 2. — С. 52-54 : 2 ил.

 

43. Кудрявцева, Елена. Аутизм не навсегда / Е. Кудрявцева, Э. Самотаева // Огонёк. — 2013. — № 3. — С. 39.

 

44. Кучкарова, Р. Р. Особый ребёнок: аутист / Р. Р. Кучкарова // Справочник педагога-психолога. Школа. — 2014. — № 6. — С. 30-39.

 

45. Кучкарова, Р. Р. Особый ребёнок: аутист / Р. Р. Кучкарова // Справочник педагога-психолога. Детский сад. — 2014. — № 7. — С. 32-41.

 

46. Лаврентьева, Н. Б. Педагогическая диагностика детей с аутизмом / Н. Б. Лаврентьева // Дефектология. — 2003. — № 2. — С. 88-93.

 

47. Лебедева, Е. И. Понимание намерений в ситуации обмана детьми с типичным развитием и аутизмом / Е. И. Лебедева // Психологический журнал. — 2007. — № 1. — С. 83-89.  48. Либлинг, М. М. Игровая холдинг терапия при аутизме: методические особенности и этические аспекты применения / М. М. Либлинг // Дефектология. — 2014. — № 3. — С. 30-44.

 

49. Лютова, Е. К. Агрессивные дети : из кн. «Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми)» / Е.К. Лютова; Г.Б. Молина // Дошкольное образование. — 2004. — № 1. — С. 5-20.

 

50. Михайлова, Светлана. Аутистов становится всё больше / С. Михайлова, Владимир Тихомиров // Огонёк. — 2011. — № 34. — С. 35 : 1 табл.

 

51. Морозов, С. А. Как помочь ребенку с аутизмом? / беседа Н. Мавлевич с пред. общества помощи аутичным детям «Добро»  // Семья и школа. — 2012. — № 2. — С. 2-5.

 

52. Мошкин, В. Склонность к саморазрушению / В. Мошкин // Военные знания. — 2011. — № 2. — С. 38-41

 

53. Мухина, Ю. Г. Патология пищеварительной системы и аутизм / Ю. Г. Мухина, О. Г. Зоненко // Аутизм и нарушение развития. — 2012. — № 1. — С. 17-28 : граф. — Библиогр. в конце ст.

 

54. Никольская, О. С. Изучение проблемы детского аутизма в России / О. С. Никольская // Дефектология. — 2014. — № 4. — С. 14-22.

 

55. Никольская, О. С. Коррекция детского аутизма как нарушения аффективной сферы: содержание подхода / О. С. Никольская // Дефектология. — 2014. — № 4. — С. 23-33.

 

56. Никольская, О. С. Психологическая помощь ребенку с аутизмом в процессе совместного чтения / О. С. Никольская // Дефектология. — 2007. — № 1. — С. 12-26.

 

57. Никольская, О. С. Специальный федеральный государственный образовательный стандарт для детей с нарушениями развития аутистического спектра : (макет) / О. С. Никольская // Дефектология. — 2010. — № 2. — С. 3-1.

 

58. Переверзева, Д. С. Диагностика и коррекция зрительной когнитивной функции при раннем детском аутизме / Д. С. Переверзева, Н. Л. Горбачевская // Дефектология. — 2010. — № 2. — С. 31-39. — Библиогр. в конце ст.

 

59. Перминова, Г. А. Профили ранней невербальной коммуникации у детей с синдромом Вильямса и аутизма / Г. А. Перминова, Т. А. Бурдукова, Т. А. Строганова // Вопросы психологии. — 2010. — № 3. — С. 20-30.

 

60. Печникова, Л. Вне игры / Л. Печникова // Здоровье школьника. — 2013. — № 6. — С. 56-57.

 

61. Плаксунова, Э. В. Исследование двигательных умений и отдельных компонентов моторики у детей с аутизмом / Э. В. Плаксунова // Дефектология. — 2011. — № 3. — С. 44-55.

 

62. Победить аутизм : метод семьи Кауфман // Защити меня. — 2009. — № 1. — С. 50-51 ; № 2. — С. 44-47 ; № 3. — С. 43-45.

 

63. Потапова, Н. В. СВЕТлое детство. Музей — детям с нарушением интеллектуального развития / Н. В. Потапова // Справочник руководителя учреждения культуры. — 2010. — № 9. — С. 67-71

 

64. Пробылова, В. С. Особенности самосознания пятилетних детей с ранним детским аутизмом / В. С. Пробылова // Дефектология. — 2007. — № 2. — С. 38-40.

 

65. Пряжникова, Е. Ю. Роль социальной работы с детьми с ранним детским аутизмом / Е. Ю. Пряжникова // Психологическая наука и образование. — 2003. — № 1. — С. 92-98.

 

66. Романова, А. А. Особенности речи детей с аутическими расстройствами / А. А. Романова // Дефектология. — 2011. — № 2. — С. 44-51. — Библиогр. в конце ст.

 

67. Рубан, О. В. Традиционное русское пестование как метод коррекции взаимодействия в диаде мать-ребенок с расстройствами аутистического спектра / О. В. Рубан, Н. Л. Белопольская // Дефектология. — 2012. — № 4. — С. 14-22. — Библиогр. в конце ст.

 

68. Сафонова, М. Мультипликационная реабилитация / М. Сафонова ; беседовала А. Михайлова; фото Н. Харламовой // Праздник. — 2013. — № 2. — С. 8-11 : 7 фот.

 

69. Семаго, Н. Как помочь ребенку с аутистическими расстройствами адаптироваться к школе : советы психолога / Н. Семаго ; Городской ресурсный центр по развитию инклюзивного образования ИПИО МГППУ // Школьный психолог. — Первое сентября. — 2013. — № 11. — С. 26-31 : 4 ил.

 

70. Сергиенко, Е. А. Понимание обмана детьми дошкольного возраста в норме и при аутизме / Е.А. Сергиенко // Психологический журнал. — 2003. — № 4. — С. 54-65.

 

71. Сирота, Е. Л. Семантическое пространство названий эмоций при аутизме / Е. Л. Сирота, Е. Д. Шехтер, И. В. Едренкин // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2011. — Т. 8, № 1 (январь-март). — С. 122-138 : рис.

 

72. Смирнова, Дуня. У нас с толерантностью очень плохо. Тотально / Д. Смирнова // Защити ребенка!. — 2014. — № 2. — С. 16-17.

 

73. Соболева, А. А. Путь благородности и надежды / А. А. Соболева // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. — 2014. — № 4. — С. 46-57.

 

74. Феррои, Л. М. Опыт коррекционной работы с ребёнком, перенёсшим функциональную гемисферэктомию / Л. М. Феррои, Н. В. Макарова // Аутизм и нарушение развития. — 2012. — № 2. — С. 38-43 : рис.

 

75. Хаустов, А. В. Организация коррекционной работы по формированию навыков социальной игры у детей с расстройствами аутистического спектра / А. В. Хаустов // Аутизм и нарушение развития. — 2012. — № 1. — С. 1-16. — Библиогр. в конце ст.

 

76. Царёва, А. Портрет аутиста : программа семинара для педагогов / А. Царёва // Школьный психолог. — Первое сентября. — 2014. — № 9. — С. 50-53 : 2 ил. – Доп. материал см. на диске

 

77. Челищева, Вера. Справятся сами / В. Челищева // Защити ребенка!. — 2014. — № 2. — С. 14-15.

 

78. Чобур, О. Свет — всем людям : рассказы из моего детства / О. Чобур // Защити меня. — 2008. — № 1. — С. 26-28.

 

79. Шаталов, Александр. Дети дождя / А. Шаталов // Защити ребенка!. — 2014. — № 2. — С. 28-33.

 

80. Шаталов, Александр. Дети дождя / А. Шаталов // Новое время (The New Times). — 2014. — № 13. — С. 54-57 : фот.

 

81. Шенгелия, Вера. Как я победила себя в борьбе с собственным ребенком-аутистом / В. Шенгелия // Защити ребенка!. — 2014. — № 2. — С. 25-27.

 

82. Шишков, В. В. Агрессия и аутоагрессия у дошкольников / В. В. Шишков, И. И. Марьяненко [и др.] // Дошкольная педагогика. — 2012. — № 9. — С. 10-13 : рис.

 

83. Шишова, Т. Детский аутизм / Т. Шишова // Будь здоров! — 2010. — № 4. — С. 56-62.

 

84. Шпицберг, И. Коридор с прозрачными стенами : коррекция нарушений развития сенсорных систем у детей с диагнозом «ранний детский аутизм» / И. Шпицберг // Школьный психолог ПС. — 2010. — № 20. — С. 39-43.

 

85. Шувалов, А. В. Психологическое здоровье и гуманитарные практики / А. В. Шувалов // Вопросы психологии. — 2012. — № 1. — С. 3-12.

 

86. Юнусова, В. В. Инклюзивное образование для детей с аутическим спектром / В. В. Юнусова // Логопед. — 2014. — № 5. — С. 97-104.

 

Солнечные дети

1. Болезни Дауна. Клинические и цитогенетические исследования : монография / Акад. мед. наук СССР ; ред. Е. Ф. Давиденкова. — Ленинград : Медицина, 1966. – 202 с. — Библиогр.: С. 196-201.

 

2. Нестерова, Г. Ф. Психолого-социальная работа с инвалидами: реабилитация при синдроме Дауна / Г. Ф. Нестерова, С. М. Безух, А. Н. Волкова. — СПб. : Речь, 2006. — 120 с. — (Детская психология и психотерапия).

 

3. Русских, В. В. О патогенезе и основах современного лечения болезни дауна (генерализованной фетальной дисплазии) : / В. В. Русских ; под ред. проф. В. М. Банщикова. — М., 1963. – 135 с.

 

4. Современные подходы к болезни Дауна : перевод / Т. Бут, Я. Заремба, К. А. Халлиди-Смит ; под ред. : Д. Лейна, Б. Стрэтфорда. — М. : Педагогика, 1991. – 331 с.

5. Айвазян Е. «Любовь по правилам и без», или Особые ли матери у особых детей?! : о детях больных болезнью Дауна / Г. Одинокова, А. Павлова // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 9. — С. 51-63.

 

6. Астахова, А. Дети Солнца / А. Астахова // Итоги. — 2012. — № 31 (842). — С. 41-42 : ил.

 

7. Бардышевская, М. К. Невербальная коммуникация у детей с нарушением общения и эмоциональной депривацией / М. К. Бардышевская // Вопросы психологии. — 2010. — № 6. — С. 33-42. — Библиогр. в конце ст.

 

8. Выродова, И. А. Организация ранней помощи в Центре игровой поддержки ребенка / И. А. Выродова // Дефектология. — 2013. — № 2. — С. 50-58. — Библиогр.: С. 58 (9 назв.)

 

9. Земные ангелы / Е. Старухина [и др.] // Домашний Очаг. — 2013. — № 1. — С. 113-119 : ил.

 

10. Иванова, М. М. Советы родителям по организации речевого диалога с ребенком в повседневной жизни / М. М. Иванова // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. — 2014. — № 4. — С. 20-28.

 

11. Кравченко, А. От печали до радости / А. Кравченко, Т. Сухова // Домашний Очаг. — 2010. — № 11. — С. 183-187 : фот.

 

12. Красовский, Т. В. Дети с синдромом Дауна: профилактика социального сиротства и медико- психолого- педагогическая реабилитация / Т. В. Красовский // Дефектология. — 2005. — № 1. — С. 78-85.

 

13. Легостаева, Алена. Учиться на чужих успехах: опыт воспитания детей с синдромом Дауна / А.  Легостаева // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. — 2010. — № 3. — С. 78-79.

 

14. Мякшин, Н. Развитие патронажа — альтернатива домам-интернатам / Н. Мякшин // Вопросы социального обеспечения. — 2013. — № 8. — С. 13-15 .

 

15. Одинокова, Г. Ю. Особенности взаимодействия в паре «мать-ребенок раннего возраста с синдромом Дауна» / Г. Ю. Одинокова // Дефектология. — 2012. — № 1. — С. 76-87. — Библиогр. в конце ст.

 

16. Панфилова, Ирина. Навыки правильного произношения / И. Панфилова // Социальная защита. — 2007. — № 8 (184) ; Социономия (социальная работа). — 2007. — № 8. — С. 28-32. – (Журнал в журнале).

 

17. Панюшкин, Валерий. Что видел мальчик / В. Панюшкин // Защити ребенка!. — 2013. — № 4. — С. 57-59.

 

18. Поле, Елена. Пальчиковые игры / Е. Поле // Социальная защита. — 2007. — N 7 (183) ; Социономия (социальная работа). — 2007. — № 7. — С. 30-31. – (Журнал в журнале)

 

19. Поле, Елена. Развиваем речевую активность / Е. Поле // Социальная защита. — 2007. — № 6 (182) ; Социономия (социальная работа). — 2007. — № 6. — С. 27-31. — (Журнал в журнале).

 

20. Португалова А. Изменим к лучшему жизнь детей с синдромом Дауна! / А. Португалова // Защити меня. — 2008. — № 1. — С. 34-35.

 

21. Постникова, Екатерина. Солнечные дети в пасмурном мире / Е. Постникова // Смена. — 2011. — № 10. — С. 96-105.

 

22. Прикосновение к чуду / ред. Г. Рыбчинская // Защити ребенка!. — 2013. — № 4. — С. 33-35.

 

23. Разенкова, Ю. А. Варианты внутренней материнской позиции у матерей детей с синдромом Дауна младенческого и раннего возраста / Ю. А. Разенкова, Е. Б. Айвазян, С. Е. Иневаткина, Г. Ю. Одинокова // Дефектология. — 2011. — № 1. — С. 45-55.

 

24. Резниченко, А. Нечётные люди / А. Резниченко, В. Юхова // Итоги. — 2012. — № 31 (842). — С. 38-40 : ил.

 

25. Соловьева, Е. Ребенок с синдромом Дауна. «Рядом с ним понимаешь, что мир немного сложнее и многообразнее, чем путь к успеху..» : (в Москве создана организация Даунсайд-Ап) / Е. Соловьева // Дошкольное воспитание. — 2001. — № 9. — С. 60-66.

 

26. Суворова, И. Гены или плесень? / И. Суворова // Защити меня. – 2008. – № 1. –  С. 24-25

 

Л. И. Константинова, Е. Д. Кутукова, Л. И. Пересыпкина

 

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

WP-SpamFree by Pole Position Marketing