Духовное наследие России в произведениях Иркутских детских писателей

Какова бы ни была школьная программа, она не может охватить весь объем знаний, который нужен человеку в дальнейшей жизни. Необходимые знания пополняются путем самообразования через разные источники информации, в т.ч. и через книги.

Библиотекари рады тому, что их читатели после книг, прочитанных в библиотеке, организованных встреч с писателями, глубоко погружаются в тему литературоведения, осуществляют собственные исследования, проводят параллели, делают интересные выводы. Читательница библиотеки № 14 «Синегорье», ученица 10-го класса средней общеобразовательной школы № 5 г. Иркутска Бузикова Любовь предлагает свое видение творчества современных и классических писателей.

Вступительное слово:
Зав. библиотекой № 14 «Синегорье» МБУК «ЦБС»

В современном мире проблема чтения «живой», настоящей литературы стоит очень остро – мало кто из подростков читает книги, в лучшем случае это статьи в Интернете, да и то по мере необходимости.
Богатство каждого народа – это его язык. Языком человек пользуется ежедневно, выражая свои мысли письменно и устно. Эталоном употребления считается литературный язык. Особенно важно прививать любовь к языку, чтению у детей, потому что они – будущее нашей страны. И делать это нужно через лучшие произведения детских писателей, так как они являются духовным наследием России.
Меняется ли с ходом времени детская литература? Существуют ли детские писатели сегодня? О чём они пишут? Чем отличаются их произведения от произведений классических авторов?
Можно предположить, что тематика произведений современных детских авторов отличается от тематики произведений писателей и поэтов, ставших классиками данного жанра.
Для того чтобы узнать, является ли данное предположение верным, и ответить на вопросы, нужно вспомнить тех, кого называют детскими классическими писателями и поэтами.
К классическим детским писателям относят авторов, произведения которых полюбились нескольким поколениям. Поэтому учебники по литературному чтению в начальной школе включают произведения В. Жуковского, С. Аксакова, П. Бажова, Саши Чёрного, В. Бианки, А. Гайдара, Б. Житкова, и многих других. Детских писателей за всю историю существования Российской империи и СССР «накопилось» более восьми сотен, хотя не все из них могут считаться классиками .
В современной литературе детские писатели тоже есть. Более того, некоторые живут в нашей области. По данным портала «Иркутские писатели – детям» Иркутской областной детской библиотеки им. Марка Сергеева, сегодня их в нашей области – 79, а произведений – 582.
Проследить закономерность изменения тематики можно с помощью сравнения произведений детских прозаиков и поэтов, написанных классиками и современниками-земляками. Для анализа были взяты стихотворения двух поэтов (Саши Чёрного и Елены Анохиной) и рассказы двух прозаиков (Михаила Пришвина и Софьи Бунтовской), чьё творчество относится к схожему направлению (природа у М. Пришвина и С. Бунтовской) или форме (стихи у С. Чёрного и Е. Анохиной).

С поэтом по имени Саша Чёрный почти каждый ребёнок знакомится на уроках литературы. Его творчество, обращенное к детям, многогранно, оно представлено как прозой, так и поэзией. Во многих случаях адресовался Саша Чёрный одновременно и взрослым, и детям.


Елена Анохина родилась в городе Бугуруслане Оренбургской области.  Живет в Иркутске. С 2014 года член Союза писателей. В ее арсенале сегодня – публикации в коллективных сборниках и периодических изданиях и сборник стихов для детей «Семь футов под килькой». Е. Анохина называет своё творчество «любительским», но, тем не менее, её стихи пользуются успехом у школьников Иркутска. Это подтверждают встречи автора с читателями .


Для анализа взяты по два стихотворения поэтов. «Мы играем в пароход…», «У океана», Саши Чёрного и «Телефонный разговор», «Бойко», Елены Анохиной.
Стихотворения Саши Чёрного:
«Мы играем в пароход…» – здесь поэт с помощью приятного и лёгкого для прочтения слога описывает игру группы детей в пароход («Мы играем в пароход… Полный ход!»). Эта игра и является основной темой всего стихотворения, в нём чётко описываются роли ребят («Гришка Бондарев — машина, потому что он мужчина…», «Саша, — старший брат, — труба, потому что он высокий…»), оно написано от первого лица («Я, конечно, капитан. На столе мой валкий мостик. Сто чертей, какой туман…»).
«У океана» – темой является снова игра, но только игра мальчика рядом с «океаном-стариком». В этом стихотворении появляется мама героя («В будке мама шьет капот.», «…Мама скажет: «Вот мартышка!»), которая ласково зовёт его «мартышкой». «У океана» написан автором – третьим лицом, наблюдающим за событиями.
Таким образом, проанализированные стихи Саши Чёрного имеют повествовательный характер, их главной темой являются разнообразные, зачастую ролевые игры детей. Помимо главных героев, в стихотворениях могут появляться их друзья и члены семьи.
Стихотворения Елены Анохиной:
«Телефонный разговор» – разговор двух друзей-мальчишек, которые придумывают игры, не отходя от телефонной трубки («Приходи сегодня в шесть. У меня конструктор есть. Может, что-нибудь устроим, может, что-нибудь построим. — А давай — автомобиль!?»). Автор выражает мысли и выдумки героев в форме диалога.
«Бойко» – история о герое, представляющем себя посудомоечной машиной. Стихотворение написано от первого лица («Ловко, скоро, быстро, бойко — Я сейчас — посудомойка»), перекликается с последним четверостишием произведения Саши Чёрного «Про Катюшу» ироничным отношением к хозяйственным способностям героев («Бойко, бойко, ой, как бойко — я сейчас посудобойка!»).
Особенностью стихотворений Елены Анохиной является привязанность к современному миру. В сюжетах стихотворений «Телефонный разговор», «Бойко» телефон, посудомоечная машина становятся или полноценными героями, или важнейшими элементами. Основная тема – игры детей, героев стихотворений.
Сравнив творчество двух детских поэтов, живущих в разное время, можно найти общие черты – это основная тема стихотворений (повествование об играх детей), наличие друзей или членов семьи в качестве второстепенных героев и яркая эмоциональная окраска, выраженная авторами с помощью мыслей главных героев («Мы играем в пароход…» Саши Чёрного, «Бойко» Елены Анохиной) или прямой речи («У океана» Саши Чёрного, «Телефонный разговор» Елены Анохиной).
Помимо сходства, есть и различия. Так, творчество Саши Чёрного можно назвать «поэзией вне времени», потому как любой ребёнок, живущий в XX или в XXI веке, может представить себя на месте главного героя. Стихотворения Елены Анохиной ориентируют читателя на время, когда были изобретены технические приборы, упоминаемые автором.
Есть ли такие же различия в произведениях прозаиков? Для этого рассмотрим творчество Михаила Пришвина и Софьи Бунтовской.

Михаил Пришвин, как и Саша Чёрный, знаком читателю с детства. В его творчестве есть два родника: детство и природа. А в рассказах раскрывается творческое взаимодействие природы и человека. Читатель переносится в место действия произведения, когда читает «Кладовую солнца», «Корабельную чащу» и другие рассказы .


Софья Бунтовская по образованию биолог, поэтому главным героем её произведений является природа Прибайкалья. У неё вышло 6 книг, а всего около 100 публикаций. Сказки о природе интересны и понятны маленьким читателям прежде всего потому, что в них описываются места, где бывал почти каждый житель Иркутской области .


Для сравнения взяты рассказ М. Пришвина «Беляк» и сказка С. Бунтовской «Для чего нерпе когти?».
«Беляк» – это написанная от первого лица история, в которой описывается зимние «хитрости» героя рассказа – зайца. Тема рассказа – это охота на беляка в зимнем лесу. Читатель узнаёт о том, что следы беляка и русака трудноотличимы («Когда Осман начал разбирать жировку, все-таки можно было с трудом отличать форму лапы русака от беляка: он шел по русаку»), и как беляки прячутся от опасности, используя свой окрас («Шорох выгнал белого зайца из лесу, и он, наверно, смекнул, что к утру черное поле сделается белым и ему, совершенно белому, можно спокойно лежать»).
В сказке «Для чего нерпе когти?» описывается разговор двух чаек, рассуждающих о когтях нерпы («– Ха-ха-ха, – негромко сказала одна из чаек, – интересно, зачем это ей [нерпе] такие мощные когти? – Наверное, рыбу ловить, – предположила вторая. – Гигантских омулей или даже тайменей…»). После прочтения данного произведения читатель получает ответ на данный в названии сказки вопрос («– И всё-таки глупые вы птицы, чайки! – сказала им нерпа. – Мои когти – не грозное оружие. Они нужны мне лишь для того, чтобы делать продухи в байкальском льду. А ещё – чтобы цепляться за лёд и камни, когда хочется выбраться из воды и немного отдохнуть»). Также сказка интересна тем, что её герой – нерпа – является эндемиком озера Байкал.
Рассказ «Беляк» М. Пришвина имеет общие черты со сказкой С. Бунтовской «Для чего нерпе нужны когти?»: героями этих произведений являются животные, некоторые их особенности подробно описываются в ходе сюжета, зимний период времени. Объединяет эти произведения общая тематика – жизнь животных в определённое время года.
Отличают произведения жанры написания (рассказ у М. Пришвина, сказка у С. Бунтовской), лицо, от которого ведётся повествование (в рассказе М. Пришвина – повествование от лица автора, в сказке С. Бунтовской – диалог героев), привязанность к месту действия (в сказке С. Бунтовской героем является животное-эндемик, следовательно, местом действия может быть только озеро Байкал). Также в сказке «Для чего нерпе нужны когти?» (автор С. Бунтовская) на особенности нерпы акцентируется внимание читателя, тогда как в рассказе «Беляк» (автор М. Пришвин) о «хитрости» зайца написано не так подробно.
Проанализировав некоторые произведения поэтов и прозаиков, являющихся хрестоматийными авторами и писателей-земляков, можно сделать следующие выводы:
— Сюжет произведений хрестоматийных писателей «вне времени и пространства»;
— Творчество писателей-земляков имеет привязанность к конкретному месту (озеро Байкал у С. Бунтовской) или периоду (упоминание телефона, посудомоечной машины у Е. Анохиной);
— Произведения, написанные в разное время, объединяют общие темы – детские игры у поэтов С. Чёрного и Е. Анохиной, особенности животного мира у прозаиков М. Пришвина и С. Бунтовской.
Таким образом, с ходом времени тематика произведений детских авторов практически не меняется, поэтому можно говорить о том, что произведения классиков и современных детских писателей составляют духовное наследие России, поскольку включают бесценный человеческий опыт, помогают развивать речь, мышление, память детей, оказывают огромное воспитательное значение.

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:

1. Анохина Е. Семь футов под килькой: стихи – Волгоград: Издатель, 2012, 72 с.
2. Бунтовская С. Экологически чистые сказки с берега Байкала. Книга 1: сказки – Иркутск: Издательство Репроцентр А1, 2007, 32 с.
3. Карпов В. Проза Саши Чёрного в детском чтении – журнал Школа, 2005, № 4, с. 2.
4. Колесникова О. Заметки о языке поэзии для детей – журнал Русский язык в школе, 1994, № 4, с. 57.
5. Кривин Ф. Саша Черный Стихотворения. – М.: Художественная литература, 1991, 125 с.
6. Пришвин М. Зелёный штурм: сборник рассказов – М.: Правда, 1983, 480 с.
7. Сборник Что кому нравится: Стихи, сказки, рассказы, повести. – М.: Просвещение, 1993, с. 191.
8. Портал «Иркутские писатели – детям» Иркутской областной детской библиотеки им. Марка Сергеева.
9. Биография Софьи Бунтовской, портал «Иркутские писатели – детям» Иркутской областной детской библиотеки им. Марка Сергеева.
10. Биография Елены Анохиной, портал «Иркутские писатели – детям» Иркутской областной детской библиотеки им. Марка Сергеева.
11. Михаил Михайлович Пришвин, биография. Литературная карта Архангельской области, ресурс Архангельской областной научной библиотеки им. Н.А. Добролюбова.
(стилистика, орфография и пунктуация автора сохранена )

Бузикова Любовь Михайловна,
ученица 10А класса МБОУ г. Иркутска СОШ №5

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.