«Эко-персона»: рекомендации по организации встреч в библиотеках Иркутска

Цикл встреч «ЭКО-персона» стартует в 2017 году во всех библиотеках Централизованной библиотечной системы. Суть мероприятия заключается в организации библиотекарями встречи с интересным человеком, обладающим современным, экологическим мышлением, социальной ответственностью и человеческим, заботливым подходом к окружающей среде. В целях методического сопровождения предлагаем вниманию библиотекарей рекомендации по организации цикла встреч «ЭКО-персона».

Название мероприятия

Ваше мероприятие должно вызывать вопросы и желание узнать о нем больше. За эту часть «отвечают», во-первых, название, а, во-вторых, слоган мероприятия. Например, зелёное движение МБН — «Мусора.больше.нет» выбрало своим слоганом «Выигрывая, исцеляем планету».

Подсказка! Старайтесь не придумывать названия или слоганы с призывом «против/не/запретим». Играйте на светлой стороне, призывайте выступать «за»: например, за чистую планету, за посадки аллей, за экосумки (а не против пластиковых пакетов).

Простое, яркое и интригующее название вызовет первую волну интереса пользователей.

фото 1

Это полезно?

С вопроса «Зачем?» стоит начинать любое дело.

Конечно, хорошо, если ваше мероприятие экологической направленности носит познавательный характер.

Но лучше, если мероприятие будет решать четкую, явную и разрешимую задачу. Не стоит спасать морских котиков в Северо-Ледовитом океане, оставьте это дело Союзу защиты и спасения животных и Greenpeace. Видите пустующую площадку? Ее можно облагородить зеленью и посадить цветы и деревья.

Осмотритесь вокруг — место, где расположена ваша библиотека, ваш дом, те места, в которых вы часто бываете или особенно любите в своем городе. Какую экологическую проблему, недостаток, неудобство вы видите?

Подсказка! Желательно, чтобы результатом вашего мероприятия стало не только информационное просвещение или оглашение проблемы, но и социально-доступное решение, например, озеленение площадки, раздача экосумок или приготовление и угощение участников экологической, здоровой пищей.

Это экологично?

Этот пункт вовсе не про «не мусорить». Давайте разберемся:

  • Экологичность — бережливость в отношении существующего.
  • Экологичны те действия, которые не вызовут негативных последствий.
  • Экологичны те результаты, о которых не будут жалеть окружающие или сам человек.
  • Экологичны те мероприятия, которые заботятся о природе, человеке и их гармонии.

Это весело?

Этот пункт про общее настроение мероприятия, про ведущего и правильный тайминг мероприятия. Заранее подготовьте интересные вопросы для ЭКО-персоны и интересного общения.

Позаботьтесь, чтобы участникам было приятно находиться на мероприятии. Вам поможет соответствующая музыка, цветовое оформление и дизайн, книжная выставка по теме встречи, использование мультимедиа-техники.

фото 2

Выбор ЭКО-персоны

Оглянитесь — мы живем в эпоху глобальной экологизации: экопродукты, био- и органик-косметика, экомода и экотуризм, экобизнес… Поэтому, помимо экологов, волонтеров, ученых, писателей, каждый человек, работающий в указанном выше направлении, может стать ЭКО-персоной на библиотечном мероприятии.

В качестве ЭКО-персоны на мероприятие можно пригласить:

  • эколога;
  • эко-волонтера;
  • представителей природоохранных организаций.

Предлагаемые названия мероприятия:

  • «Команда спасения природы»;
  • «Мыслить глобально, действовать локально»;
  • «День экологических действий»;
  • «Мои дела в защиту природы»;
  • «Думать, сопереживать, действовать»;
  • «Добрые дела по сохранению природы»;
  • «Чистые инициативы»;
  • «Сказка о Человеке, или Что может сделать один?».

 

Интересной может получиться встреча читателей с учеными. А темы для встречи могут быть разными:

  • «У природы нет плохой погоды»;
  • «Изменения в природе происходят год от года»;
  • «Какая будет погода?»;
  • «Климат Земли: проблемы сохраняются»;
  • «Жизнь леса и судьбы людей»;
  • «Зеленые» изобретения» и др.

Можно пригласить на встречу юриста и предложить следующие темы для обсуждения:

  • «Человек и экология: права, свободы, обязанности»;
  • «Знакомьтесь: экологическое право».

На встрече с философом можно порассуждать на тему «Человек и природа: конфликт или гармония?».

Можно организовать встречу с семьей, придерживающейся экологичного образа жизни и поговорить на темы:

  • «Семейный портрет на фоне природы»;
  • «Экология начинается в семье»;
  • «Экология у нас в доме»;
  • «Семья. Экология. Культура»;
  • «Безопасный дом: экология»;
  • «Предметы быта и экология»;
  • «Как экологично убраться дома?».

Библиотека может пригласить на мероприятие в качестве ЭКО-персоны писателя, создающего произведения о родной природе. Предлагаемые темы мероприятий:

  • «Прочти книгу о природе»;
  • «Я с книгой открываю мир природы»;
  • «Литературная тропинка в мир удивительной природы»;
  • «О природе поэтической строкой»;
  • «Вода в философии и литературе»;
  • «Животный мир в природе и литературе»;
  • «Звери и птицы – герои сказок».

Героем встречи может стать художник-пейзажист или фотограф, при этом, название мероприятия можно выбрать следующее:

  • «Экологический вернисаж»;
  • «Экологический фото-вернисаж»;
  • «Природа на кончике кисти»;
  • «В лес как в храм и как в мастерскую»;
  • «Очарование русского леса».

Читателям будет интересно встретиться с музыкантом, пишущим и/или исполняющим песни и музыку, прославляющие очарование природы. Можно предложить следующие названия для такого мероприятия:

  • «И музыка природы над землей звучала…»;
  • «Времена года в стихах и звуках»;
  • «Музыкальная шкатулка природы».

На мероприятие можно пригласить дизайнера или людей, занимающихся изготовлением красивых предметов из ненужных вещей, переработкой мусора, апологетов эко-интерьера, эко-моды. Читателям будут интересны следующие темы мероприятий:

  • «Вторая жизнь вещей»;
  • «Из мусорной кучки – классные штучки»;
  • «Не бывает ненужных вещей, бывает дефицит фантазии»;
  • «Бумага – на благо»;
  • «Бытовым отходам – вторую жизнь»;
  • «Вещи по кругу»;
  • «Все впрок»;
  • «Вторая профессия пластиковой бутылки»;
  • «Красота из мусора»;
  • «Ресайклинг в интерьере»;
  • «ХламАрт»;
  • «Что вы знаете о вторсырье?»;
  • «Чудеса для людей из ненужных вещей»;
  • «Экомода»;
  • «Экостиль».

Можно пригласить человека, который обустраивает и украшает территорию вокруг дома, высаживает цветы, садовода-любителя, озеленителя, ландшафтного дизайнера, ботаника, сотрудника ботанического сада. Предлагаемые названия мероприятий:

  • «Цветов красою сердце взято в плен»;
  • «Идейки для клумбы и скамейки»;
  • «Путешествие в садово-огородную страну»;
  • «Учат цветы нас быть добрей»;
  • «Красота Земли – в цветах»;
  • «Сад в стиле ЭКО»;
  • «Экологическое садоводство».

Героем мероприятия может стать врач, а названием мероприятия:

  • «Аптека под ногами»;
  • «Зеленая аптека»;
  • «Есть в травах и цветах целительная сила»;
  • «Попроси здоровья у природы»;
  • «Окружающая среда и наше здоровье»;
  • «Живые лекарства».

Читателям будет интересно встретиться с сотрудником зоопарка, нерпинария, зоологом, кинологом, а также человеком, который занимается охраной, разведением, изучением животных, владельцем домашних животных, ветеринаром.

Предлагаемые названия мероприятий:

  • «Братья наши меньшие: их права и наша защита»;
  • «Есть ли права у животных?»;
  • «О тех, кто лает»;
  • «Жить теплей, когда с тобою существо живое рядом»;
  • «Легенды и были о собаках»;
  • «Дог, бульдог и спаниель приглашают всех друзей»
  • «Лошадиная поэма»;
  • «Мой пушистый любимец»;
  • «Наши любимые «хвостолапые»;
  • «Планета пчел»;
  • «Планета рыб».

А также пользователям библиотеки может быть небезынтересно встретиться с сотрудниками коммунального хозяйства, представителями органов власти и поговорить на тему:

  • «Спасаем от свалок свой город»;
  • «Сквозь призму экологии: современный город»;
  • «Необъявленная война» (захоронения опасных веществ и свалка мусора);
  • «Проблемы утилизации и захоронения отходов»;
  • «Визуальная среда города»;
  • «Визуальная экология городской среды».

На встречу можно пригласить повара, вегетарианца и поговорить на тему «Зеленая кухня», «О вкусной и здоровой пище», «Вегетарианство, или Тайны зеленой кухни».

фото 3

Читателям было бы интересно пообщаться с представителями бизнеса, создающими эко-среду города, или производящими эко-продукцию, или строящими свой бизнес на принципах экологичности.

Подсказка! Представителям бизнеса не нужно что-то продавать и предлагать на самом мероприятии. Почему? Когда человек приходит на мероприятие, он не готов тратить деньги, ему важны «хлеб и зрелища». Пусть представители бизнеса упомянут про возможность сотрудничества и покупки, ненавязчиво расскажут про отличия своего товара, компании. Можно организовать вручение флаеров или рекламы.

Мы привыкли думать, что бизнес зарабатывает на эксплуатации природных ресурсов, на стимуляции продаж маркетингом, что социальная ответственность бизнесу не свойственна. Но бывает и по-другому. Мы допускаем, что в Иркутске существуют бизнесмены и предприниматели, которым хочется жить и работать не только ради прибыли. Может быть, в вашем круге общения есть такие бесценные люди?

При принятии любого решения они чаще всего руководствуются непопулярным (но доступным каждому) принципом. Этот принцип позволяет им объединять высокое качество, справедливую цену и приносить пользу и обществу и природе. Это принцип экологичности, или eco-friendly, — дружелюбия по отношению к окружающей среде.

Что такое eco-friendly бизнес? Экобизнес — предпринимательская деятельность с учетом экологических требований, направленная на избежание и/или снижение негативного воздействия на окружающую среду, а также на улучшение экологических показателей в целях получения прибыли или другой выгоды.

Строгое, официальное определение, да? Но под словом «экобизнес» живет и появляется каждый день все большее количество интересных историй, успешных людей и впечатляющих результатов.

Каковы признаки экологичного и социально ответственного бизнеса? Визитки сотрудников на переработанной бумаге и электронный документооборот, отсутствие пластика в офисе (вместо него — собственные кружки и тарелки), экономия на электроэнергии и воде, сбор макулатуры, обмен книгами и загородные корпоративы с посадкой деревьев и созидательным трудом — эти признаки социально ответственного бизнеса стали привычными и в России. Попробуйте найти такие организации в Иркутске и пригласить их сотрудников на свое мероприятие.

Читателей наверняка интересует вопрос: с каких шагов начать экологизацию бизнеса? Как перенести «зеленую» модель на свой проект, если изначально этого не было задумано, а сейчас хочется и просто необходимо для того, чтобы быть успешными? Где подсмотреть успешные кейсы и к кому обратиться, чтобы узнать все преимущества и выгоды от ecofriendly-стиля?

Как начать строить «зеленый» офис? Есть несколько простых действий, которые применимы всегда. Эксперты «Гринписа» подготовили руководство «Как сделать офис „зеленым“», в котором сведены конкретные рекомендации по экологизации и представлены расчеты — какую пользу экономия того или иного ресурса может принести природе и бюджету. Эта программа работает в московском офисе «Гринписа», сотрудники которого не только помогают природе, но и сокращают административные расходы.

Как проявить социально ответственный подход в работе?

Если бизнес — это полиграфическая компания, то можно начать печатать на бумаге со знаком FSC (это значит, что бумага сделана из сертифицированной древесины, а не из незаконно вырубленных лесов), можете печатать на бумаге из вторсырья или начать сдавать обрезки, пробные тиражи и другие бумажные и картонные отходы в пункты приема макулатуры.

Владелец кафе, ресторана или другого заведения общественного питания может просто перестать использовать пластиковые контейнеры для упаковки блюд на вынос.

Все экомагазины могут внедрить социально ответственный подход: и экоупаковку, и прием батареек, и акции по сбору макулатуры, экскурсии на фермы.

Если библиотека найдет или откроет имена экобизнесменов в Иркутске, это будет очень интересно. Партнерам, конкурентам, сотрудникам, обществу — всем интересно и приятно знать, что бизнес не только развивает экономику, но и компенсирует экологический след и даже более — повышает уровень экологического сознания.

«Богатый. Умный. Экологичный» — предлагаемое название мероприятия.

Мероприятие расскажет, каких правил придерживаются экопредприниматели, с какими трудностями они сталкиваются, но главное — почему они предпочитают жить и работать экологично и почему каждому стоит обратить внимание на «зеленый» тип мышления, а может, и начать вырабатывать его у себя.

А может, в Иркутске работают экоблогеры?

Возможно, развивается экологичный туризм? Как и где можно отдыхать по-новому в Иркутской области?

Эти темы тоже можно обсудить на мероприятии и пригласить в библиотеку представителей туристической сферы и блогеров.

А еще – экономистов, инженеров, историков, краеведов, синоптиков…

Результат мероприятия

Главный результат мероприятия – читатели должны прямо и честно задать себе определенные вопросы, ответов на которые старались избегать:

  • приносит ли моя деятельность настоящую пользу не только мне, но и другим людям?
  • не вредит ли она окружающей среде на любом из ее этапов?
  • служит ли моя деятельность развитию общества, повышению его нравственности и облегчению жизни?
  • давно ли я делал что-то полезное для других просто так?
  • готов ли я улучшать свой дом, подъезд, улицу, район без принуждения?
  • готов ли я отказаться от излишеств в еде, одежде и развлечениях, чтобы помочь другим и сделать положение людей в обществе более равным?

Задача мероприятия «ЭКО-персона» как раз в том, чтобы показать, что может быть по-другому. Что вы можете отвечать на любые вопросы смело, честно и испытывая удовлетворение.

Это мероприятие поможет читателям приобрести навыки экологичной жизни и работы в городе и офисе, разумного ответственного поведения дома, в гостях и публичных местах.

 

Любовь Пильнова, заместитель директора МБУК «ЦБС» по библиотечному обслуживанию.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

WP-SpamFree by Pole Position Marketing