Иркутские писатели на страницах журналов «Сибирь» и «Сибирские огни» 2013 года: краткий обзор

Литературно- художественный и культурно-просветительский  журнал писателей России «Сибирь» основан в 1930 году, первый номер журнала вышел в 1931 году в Иркутске. «Будущая Сибирь» — таким было первое его название, с 1936 по 1957 год журнал назывался  «Новая Сибирь», в 1958-1970 годы — «Ангара» и более 40 лет — «Сибирь» (с 1971). В журнале публикуется проза, поэзия, критика, публицистика.

В журнале с начала его основания публиковались многие прославленные прозаики и поэты земли иркутской и других регионов России. Это Виктор Астафьев, Анатолий Байбородин,  Василий Белов, Александр Вампилов, Геннадий Гайда, Максим Горький, Алексей Зверев,  Василий Козлов,  Владимир Крупин, Борис Лапин, Павел Маляревский,   Иван Молчанов-Сибирский,  Евгений Носов,  Валентин Распутин,  Константин Седых, Василий Стародумов, Аркадий и Борис Стругацкие,  Василий Шукшин и многие другие. А  для талантливых молодых писателей  «Сибирь» являлась взлетной полосой  для покорения творческих литературных вершин.

Главным редактором журнала с ноября 2012 года становится иркутский прозаик Александр Лаптев. Учредителем «Сибири» является Союз писателей России. Журнал выходит при финансовой поддержке Министерства культуры и архивов Иркутской области и Администрации города Иркутска.

О положении дел финансирования журнала на сегодняшний день, о долгом пути журнала от выхода из издательства до читателя, о преобразованиях журнала, его «должной художественно-просветительской высоте», «воспитательном почине» и т.п. –  интервью корреспонденту журнала председателя правления Иркутского союза писателей России, поэта Василия Забелло на страницах 1-го номера журнала «Сибирь» за 2013 год, имеющегося в фонде отдела краеведческой литературы и библиографии Центральной городской библиотеки.

На первых страницах журнала № 1 в  «Обращении к читателю» главный редактор Александр Лаптев приводит краткую биографию восьмидесяти двух — летнего журнала «Сибирь» и рассуждает о современной литературе, ее целях и задачах и предназначении поэта. Опираясь на размышления Ивана Гончарова, изложенные в диалоге Обломова с литературным критиком Пенкиным романа «Обломов», и на отрывки из статей известного критика В.Г. Белинского,  Лаптев пишет следующее: «…это великое счастье для писателя, когда на его строчки откликаются люди во всех уголках земного шара. Это значит, что писатель коснулся чего-то главного и незыблемого в душе человека, тронул потаенные струны, вызвал к жизни бессмертные образы – образы, которые надолго переживут своего создателя…».

Такие вот произведения, «трогающие потаенные струны» читателя, находятся  в  разделе «Проза» — это повесть Геннадия Пакулова «Расписка», повесть Валерия Хайрюзова «Капитан летающего сарая», фантастический рассказ Василия Хлыбова «Попытка вернуться», а также «Миниатюры» Владимира Жемчужникова и рассказы Олега Корнильцева и Бориса Екимова.

%d0%bf%d0%b0%d0%ba%d1%83%d0%bb%d0%be%d0%b2Иркутский прозаик и поэт, член Союза писателей России Глеб Иосифович Пакулов родом из Амурской станицы, учился в речном училище, в художественном училище, на географическом факультете Киевского университета. Ходил помощником механика по Амуру, в 1945-м  с десантом моряков — на Харбин. Работал геофизиком в геологических партиях Сибири.

Г. Пакулов за годы своей творческой деятельности создал немало произведений, среди них романы «Варвары»,  «Гарь», повести  «Тиара скифского царя», «Глубинка», и ему удавались такие образы, которые «надолго переживут своего создателя».

В журнал «Сибирь» вошла повесть Пакулова «Расписка». В «Предисловии» к ней Тамара Бусаргина рассказывает, какой сложный путь прошла повесть, прежде чем появиться на страницах «Сибири» в своем первоначальном виде. В 1969 году Константин Седых в  рецензии на «Расписку» заявлял, что Г. Пакулов не нашел ни одного геолога, ни одного рабочего, чтобы они остались в нашей памяти такими, как Павел Корчагин или летчик Мересьев. Вердиктом  для повести прозвучало:  «должна быть существенно переработана». Повесть опубликовали, но под другим названием — «Открытие сезона»,  и главного героя вопреки замыслу автора заставили «из-под лавины откопать». А в московском издательстве «Современник» сборник повестей Пакулова был отредактирован настолько, что «автору оставалось лишь порадоваться, что книга до Иркутска не дошла». И лишь в  2010 году Пакулов исправил повести московского издания по рукописям. Восстановленный и доработанный текст «Расписки» и вошел в этот журнал.

Несомненно успех повести связан с тем, что Геннадий Пакулом сам, будучи геофизиком в сибирских экспедициях, прошел теми жизненными тропами, по которым провел и своих героев, отсюда и достоверность образов героев,   правдивость изложения фактов, описание великолепных картин сибирской природы. Автор мастерски владеет словом, на протяжении всего повествования текст сопровождают диалоги.     К. Седых в своей рецензии отмечал, что у Пакулова хороши диалоги, они почти всегда лаконичны и выразительны.   А Александр Вампилов подарил Пакулову свою книгу с  надписью: «Пакулову от Вампилова, как драматург драматургу».

_559
Также и профессия летчика гражданской авиации «во многом определила жизненную и творческую биографию» другого известного иркутского писателя Валерия Хайрюзова, лауреата премии Ленинского комсомола, члена  Союза писателей России, автора повестей и рассказов: «Непредвиденная посадка», «Опекун», «Почтовый круг», «Отцовский штурвал», «Приют для списанных пилотов», «История таежного аэродрома» и др. В центре этих и многих других произведений Валерия Хайрюзова образ его современника, как и сам автор, по профессии летчика.

Хайрюзов в 1964 году закончил Бугурусланское летное училище, прошел профессиональный путь от простого летчика до командира корабля, пилота 1-го класса. Летал в небе Восточной Сибири и Якутии. В 30 лет стал учиться в Иркутском государственном университете на отделении журналистики и  успешно его окончил. Студентом  начал писать. Его проза была замечена читателями и критикой. Василий  Быков сказал о писателе: «Валерий Хайрюзов нашел себя в литературе не только благодаря недюжинному таланту, но и редкому сердечному вниманию к простым людям, на первый взгляд, заурядным житейским ситуациям». Критик  К. Кокшенева определила прозу Хайрюзова как «литературу живой жизни».

Повесть «Капитан летающего сарая», опубликованная в «Сибири», — от лица молодого лейтенанта, только что закончившего училище, выполнена в виде путевых заметок,   наблюдений за характерами людей, встречающихся на пути начинающего летчика, за красотами сибирского края с высоты птичьего полета и в непосредственной близости  таежных поселков и тайги – на земле. Несмотря на почтительно-уважительное отношение главного героя к своей новой профессии летчика и к своему наставнику и учителю, «капитану летающего сарая» Ватрушкину, истории, в которые попадают герои, зачастую носят юмористический оттенок.

Неизгладимый след  в памяти писателя Олега Корнильцева оставила война, совпавшая с годами его детства, она, и спустя 60 лет, уводит его туда, к берегам такой далекой и такой близкой Яи, реки и одноименной деревушки, с любовью и теплотой описанных писателем в рассказе «А у воды бежала трясогузка», интересном не только взрослым, но и детям.

Олег Борисович снова и снова «со всей мальчишеской мочи» запускает  складник, подаренный учительницей, «в меркнущий свет – не то вечера, не то … памяти», где рядом настоящие друзья, отец, мама, школа, и, несмотря на войну и ее нестираемый отпечаток на всем происходящем рядом, в маленьких героях всегда живет стремление  к подвигу и к свободе: «прочь из поселка, на волю, к штабелям бревен, к запаху древесины и корья, главному запаху нашего детства!… Сначала я, за мной Вадик, потом Вася…».

Прозаик, член Союза российских писателей О. Корнильцев – автор книг «События», «Райские кущи», в которые вошли его повести и рассказы, и других публикаций в коллективных сборниках и журналах.

«Кругобайкальская», «Иркутск – судьба моя», «Встречи, которые не кончаются» — эти и другие миниатюры, казалось бы совершенно о разном: кругобайкальская железная дорога, город Иркутск, художник Владимир  Тетенькин, — но в каждой из них главное или второстепенное действующее лицо – Байкал, которому писатель Владимир Жемчужников поклоняется, любит его, боготворит. Как и его герой мини-эссе «Встречи, которые не кончаются» В. Тетенькин, он сам «пожизненно влюбленный в родную сибирскую природу». Уроженец Урала, после окончания Московского университета имени Ломоносова, талантливый, перспективный, в числе многих «заочно очарованных» Байкалом, приехал в Иркутск. «А не будь рядом Байкала – вряд ли  оказался бы я в этой далекой сибирской глубинке», — признается автор миниатюры «Иркутск — судьба моя». Его «Родник на горе: из байкальского блокнота» опубликован в «Сибири» № 4 за 2012 год.

Заданной литературоведческой темой обращает  на себя внимание миниатюра В. Жемчужникова «Напоминание о соцреализме», в ней автор говорит о «нищете духа и убогости вкуса». И, как набатный колокол, звучат его слова: «…Останется золотой запас искусства. Будут жить досрочно выбитые из колеи жизни живописец Алексей Жибинов, портретисты Аркадий Вычугжанин и Галина Новикова, драматург Александр Вампилов. «Самые талантливые, самые бескомпромиссные», — такими запомнил их Иркутск».

Продолжение «Книги миниатюр» следует.

Владимир Борисович Жемчужников, прозаик, публицист, сценарист и драматург, член Союза писателей России и Союза кинематографистов – автор десяти книг и пьесы об Александре Вампилове «Дорогой Саша…».

Раздел «Поэзия» в журнале составили публикации стихов иркутских поэтов Геннадия Гайды, Виктора Соколова, Ростислава Филиппова, Нины Кашиной и Бориса Архипкина, которых уже, к всеобщему прискорбию, нет рядом с нами. Они ушли «в простор бесконечный, В свет, где Шелковый путь переходит во Млечный» — эти красивые и скорбные строки Ростислав Филиппов посвятил своей маме. Стихи поэта предваряет предисловие Татьяны Суровцевой   «Ростислав Филиппов в моей творческой судьбе» (к 75-летию поэта).

Воспоминаниями юности, связанными с поэтессой Ниной Кашиной, делится в предисловии «Прихожанка храма Михаила Архангела» Михаил Шепель. В ее произведениях чувствуется влияние высокой поэзии Ахматовой, Цветаевой.  Одно из стихотворений Нины — посвящение «Борису Архипкину»:

Ты, отмеченный смертным знаком,

Дознаваться уже не стал,

Сколько светлый твой Ангел плакал,

Сколько черный твой хохотал.

У иркутского поэта Виктора Соколова в стихотворении «Памяти Светланы Кузнецовой», есть такие слова, которые можно отнести ко всем русским поэтессам, ныне покинувшим земной  мир:

Отрешенно бродит

По-над летом

По тропе,

Что ветры замели,

Девочка

С большой душой Поэта

Русской умирающей земли.

%d0%bc%d0%be%d0%bb%d1%87%d0%b0%d0%bd%d0%be%d0%b2%2d%d1%81%d0%b8%d0%b1%d0%b8%d1%80%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9В разделе журнала «Память» находится статья Владимира Скифа «Он творил с трепетной полнотой своего сердца» об Евгении Варламове, «талантливом авторе со своим, неповторимым голосом, в котором угадывался характер человека принципиального в жизни и творчестве», а также  статья Скифа  «Здесь миг похож на вечность…», посвященная 110-летию со дня рождения поэта Ивана Ивановича Молчанова-Сибирского, в которой Скиф отмечает, что в его стихах есть «… и оттенки акварелей и трепет высоких чувств».

В раздел «Память» вошли также работы Капитолины Кокшеневой «Человек с догматом»  и Александра Дулова «Один семестр вместе с Леонидом Бородиным», посвященные памятной юбилейной дате русского писателя, общественного деятеля, публициста, главного редактора журнала «Москва», возглавлявшего его на протяжении почти двух десятков лет, Леонида Ивановича Бородина. 14 апреля в этом году ему исполнилось бы 75 лет.

30 января  этого года Иркутск отметил 90-летие всеми любимого режиссера Леонида Иовича Гайдая. К имени режиссера, непревзойденного классика советского комедийного кино Леонида Гайдая обратился в своей статье «Парень из нашего города» заслуженный артист России Виталий Сидорченко: «…И хотя его нет с нами почти два десятка лет, фильмы его до сих пор известны и популярны у зрителей всех поколений».

Хотелось бы, чтобы поэтические строки иркутского талантливого поэта Геннадия Гайды прозвучали как память, как посвящение тем, кого уже нет в живых, кто «… вызвал к жизни бессмертные образы – образы, которые надолго переживут своего создателя»:

…Как поздно к нам приходит чувство долга,

и благодарность к ближним,

и любовь.

Здесь имена родных

на плитах каменных,

здесь ржавые ограды и осот…

Сюда ведь тоже позднее раскаянье

хлебнувший горя сын мой принесет.

В разделах журнала «Литературная хроника», «Критика», «Исторические чтения», «Человек и природа» освещаются события  театральной жизни, литературные новинки, премии,  интересные факты истории и новые культурные проекты – «бег времени» города Иркутска.

sibogniЛитературно-художественный и общественно-политический ежемесячный журнал «Сибирские огни» выходит в свет с марта 1922 года.

«Идея «толстого» литературного журнала витала в Сибири давно. Еще А. М. Горький в 1912 году предлагал сибирякам взяться за его издание…

«С первого же заседания редколлегии Сибгосиздат. . . стал жить мечтой об издании «толстого» литературно-художественного и научно-публицистического журнала», — вспоминала впоследствии  Л. Сейфуллина.

И это была не пустая мечта… известный критик В. Правдухин писал, что такого рода издание «будет притягивающим со всей Сибири центром литературно-научных сил, а также школой для начинающих писателей». И, как покажет будущее, он не ошибся…» (Из книги А. Горшенина «Беседы о сибирской литературе»).

И не только Сибири, но и с уголков всей страны и даже мира.

i

«Сибирским огням» в этом году исполнился 91 год. «Ни один «толстый» литературный журнал за всю историю России не достигал столь почтенного возраста» (А. Горшенин). И при этом он остается по-прежнему востребован, интересен, незаменим.

В журнале публиковалось не одно поколение талантливых, известных далеко за пределами Сибири, писателей и поэтов, таких как Всеволод Иванов, Лидия Сейфуллина, Василий Шукшин, Виктор Астафьев, Валентин Распутин, Василий Федоров, Станислав Куняев, Анатолий  Кобенков и многие другие.

В настоящее время журнал «Сибирские огни» является достойным продолжателем традиций своих предшественников. Редакцию журнала составляет коллектив известных в Сибири писателей и поэтов, членов Союза писателей России: Василий Дворцов, Борис Климычев, Виорэль Ломов, Владимир Яранцев, иркутский писатель Анатолий Байбородин и др. Главный редактор журнала Владимир Берязев.

Учредители журнала — Союз писателей Российской Федерации и Правительство Новосибирской области.

Сведения об авторах журнала «Сибирские огни», полные тексты их произведений и другая информация, вошедшая в журналы, находится также в свободном доступе на сайте журнала http://www.sibogni.ru

В «Сибирских огнях» за 2013 год (№№ 1-4, 6,8,9),  поступивших в отдел краеведческой литературы и библиографии ЦГБ, в разделах «проза» и «поэзия» опубликованы произведения  прозаиков и поэтов, чьи судьбы так или иначе связаны с Иркутском: Валерии Ивановой, Сергея Стахеева, Геннадия Башкуева,  Кима Балкова, Марины Акимовой, Андрея Тимченова.

В первом номере «Сибирских огней» предоставлены для чтения рассказы Валерии Ивановой и Сергея Стахеева.

Рассказы Ивановой Валерии короткие, емкие, порой вмещающие в себя всю жизнь героини («Зонты») или  наоборот всего лишь небольшой жизненный эпизод – один день («День ангела»). Но сколько прожито, передумано за этот  зимний день пятьдесят седьмого года главной  героиней рассказа Лидкой, встретившей 19-й год своей жизни в заброшенной Богом сибирской глубинке.

Но, несмотря на все трудности, Лидка верила в своего Ангела, и он «летел совсем близко, касаясь крылом», и помогал ей.

Иванова Валерия окончила ИГУ, живет в Иркутской области. В «Сибирских огнях» за 2012 год опубликованы ее рассказы «Льдинки» и эссе «Байкал. Монголия»

Сергей Стахеев в своем рассказе «Сто метров с барьерами»  передает переживания, мысли и эмоции героини, тонко чувствующей, понимающей духовную красоту и красоту окружающую,  которые, как кружево, переплетаются с красками «фантастической осени», выдавшейся в Тайшете, и «ощущение чего-то предстоящего, доброго и светлого уже потихоньку заполняло ей душу». Рассказ наполнен предчувствием, «предощущением» любви. Любви, которая способна преодолеть любые «барьеры».

Стахеев Сергей Петрович окончил филологический факультет Иркутского государственного университета. Живет в городе Тайшете Иркутской области.

%d0%b1%d0%b0%d1%88%d0%ba%d1%83%d0%b5%d0%b2С повести Геннадия Башкуева «Маленькая война» начинается 2-ой, февральский, номер «Сибирских огней».

Старый барак, заброшенная колокольня  над Удой, Тайшет. Воспоминания из далеких 60-х годов. Гагарин и Фидель – кумиры мальчишек, военный «штаб» на чердаке элитного дома и первая любовь. Погружаешься в узнаваемый мир детства. Подробное описание деталей быта, старой колокольни, а также наблюдение за  характерами и поведением героев, позволяет автору передать не только обстановку, но и дух того времени, словно это не воспоминания главного героя, а само детство шагнуло из далекого прошлого в настоящее, прихватив с собой и очарование и сложности шестидесятых.

Автор в газете «Забайкальский рабочий» рассказывает о себе: «Я вступал в прозу с повестью  “Прощай, мой Боливар”. Сейчас она опубликована как “Маленькая война”…  А вот другие детали — картины детства, двор, образы — это все прожито мной. И читатели, особенно люди моего поколения, узнают героев. Вообще, узнаваемость — это хорошее дело, в этом большая заслуга автора».

Башкуев Геннадий Тарасович, член Союза писателей России, прозаик, драматург, окончил Иркутский госуниверситет. Его пьесы поставлены в театрах России и СНГ. Публиковался в журналах «Сибирские огни», «Современная драматургия», «Слово Забайкалья». Живет в Улан-Удэ.

Акимова Марина Николаевна окончила Иркутский государственный университет, аспирантуру ИГУ, кафедру философии. Автор поэтической книги «Вырастая на разлуку». Член Союза российских писателей. Живет в Новосибирске.

«Как эссеист она размышляет о сущности поэзии, пишет об интересных ей и малоизвестных современных поэтах, пытаясь в первую очередь не дать собственную оценку, а понять природу поэтического мира конкретного поэта» // http://enc-dic.com/enc_biography/Akimova-marina-nikolaevna-81608.html

В разделе «Очерк и публицистика» второго номера «Сибирских огней» размещена статья-эссе Марины Акимовой  «Тимченов в кубе: Веселые воспоминания о грустной жизни одного поэта».

Автору эссе удалось воссоздать яркую картинку непростой судьбы поэта Тимченова, с ее взлетами и падениями, чья «кубическая» фигура оставляет то вспышки света за собой, то серые тени. Марина Акимова день за днем «за руку» ведет своего подопечного, вверенного ей Виталием Науменко, и на их пути встречаются такие известные люди как Кобенков Анатолий Иванович, Сериков Алексей Дмитриевич и др.

 

Поэты бывают разные, и такие как Андрей Тимченов, сложные, непредсказуемые, неординарные. Но по силе таланта таких поэтов как Тимченов во все времена — единицы.

В разделе «Литературный архив» журнала № 2 — подборка стихотворений поэта «Птицы»:

…И я  с пятиэтажками трущоб

вращаюсь на пластинке запустенья,

лист сердца укрывая под плащом,

чтоб не сорвало холодом осенним.

 

%d1%82%d0%b8%d0%bc%d1%87%d0%b5%d0%bd%d0%be%d0%b2«…сложно было бы предположить, что в том безъязыком пространстве, в котором выпало ему жить и работать, так свободно может дышать метафорически многосложный и метафизически перенасыщенный русский стих» (Из аннотации книги А. Тимченова «Игры в домино с Чингисханом»).

Андрей Тимченов учился в Иркутском театральном училище, член Союза российских писателей. Публиковался в сборнике «Авантюра по имени Новая жизнь», неоднократно — в альманахах «Иркутское время» и «Зелёная лампа», в журнале «Дети Ра». Издал две книги стихов.

Как смерть назвать пусть угол дома скажет,
прикованный к причалу времён года
когда из города
уйду однажды, —

сказал поэт. И он ушел, навсегда. В 2007 году вышел выпуск альманаха «Иркутское время», посвящённый памяти трёх иркутских поэтов, один из них — Тимченов. Альманах содержит подборку поэтических сочинений поэта.

В третьем номере журнала «Сибирские огни» в разделе «Проза» опубликован рассказ Кима Балкова «Балалайка».

Балалайка извлекала мелодии, которые рождались душой, живущей в ней, а не играющим на ее струнах Платошей. Одухотворенная балалайка пробуждала веру главного героя в светлую жизнь, вела его к душевным высотам, как будто она была его сознанием, и сама определяла, кому может доверить извлекать чудные мелодии из себя.

Слова друга Кима Балкова, иркутского поэта Андрея Румянцева: «все герои прозаика…со своими неустанными духовными поисками, трудными обретениями и жестокими ошибками, неутомимой жаждой найти истину. И любое произведение Кима Балкова освящено чутким пониманием жизни и человеческой души», — вполне характеризуют и рассказ автора «Балалайка».

Балков Ким Николаевич окончил Иркутский государственный университет, член Союза писателей России, автор более двадцати книг прозы, лауреат Государственной премии Бурятии. Живет в Иркутске. Прозаические произведения К. Балкова опубликованы в журналах «Сибирские огни», «Байкал», «Смена», выходят в московских издательствах, рассказы его также включены в коллективные сборники.

О творчестве К. Балкова писали такие известные критики как А. Турков, Ю. Лукин, Н. Тендитник и др.

В муниципальных библиотеках города не один раз проводились премьеры книг Кима Балкова и авторские встречи.

А нас ждут незабываемые встречи с творчеством иркутских писателей на страницах новых журналов, поступающих в отдел краеведческой литературы и библиографии Центральной городской библиотеки.

Федотова О. А., главный библиограф ОКЛиБ

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

WP-SpamFree by Pole Position Marketing