«…К сему – остаюсь по-прежнему А. Вампилов». К 80-летию А. Вампилова

Многие страницы жизни А. Вампилова до сих пор мало известны. Основное знание о нем нам дают его книги жанра драматургии и прозы и популярные книги литературоведов о творчестве и биографии драматурга.
Письма Вампилова, адресованные его коллегам, друзьям, родным и собранные в книгу  «Александр Вампилов. Избранное» (1999), «позволяют  во  многом  полнее  и  глубже  понять  историю  жизни драматурга и  его  произведений», открыть новые черты его незаурядной личности. На основе писем А. Вампилова отделом краеведческой литературы и библиографии был подготовлен видеоролик и статья с отрывками из его писем друзьям, коллегам и близким.

«…К сему – остаюсь по-прежнему  А. Вампилов»:
К 80-летию А. Вампилова

«И отмеривши шагами
краешек земли,
мы однажды вместе с вами
полночь перешли,

Александр Валентиныч,
Саня — на часок…
Август спелой паутиной
холодит висок,

чтобы виделось не боле,
чем тому окну,
что глазницами — на поле,
а зрачком — в страну,

чтоб стакан вина сухого
и полночный час
через песенку Рубцова
рассмешили нас…

И смеемся мы, и плачем,
зная наперед:
будет смерть, потом — удача,
не наоборот…»

(Анатолий Кобенков. Тень ласточки: стихи)

19 августа Александру Валентиновичу Вампилову могло бы исполниться 80 лет. Многие страницы жизни и творчества известного драматурга, уроженца Усть-Ордынского Бурятского округа до сих пор мало известны. Основное знание о нем нам дают его книги жанра драматургии и прозы и популярные книги литературоведов о творчестве и биографии драматурга. Письма Вампилова, адресованные его коллегам, друзьям, родным и собранные в книгу  «Александр Вампилов. Избранное» (1999), «позволяют  во  многом  полнее  и  глубже  понять  историю  жизни драматурга и  его  произведений», открыть новые черты его незаурядной личности.

Эти письма о его работе над  драматическими произведениями, о продвижении их в издательствах и на театральных сценах. Они раскрывают устремления и переживания драматурга, душевные порывы его души, «создают атмосферу непрестанной борьбы, в которой появлялась  на  свет каждая пьеса Вампилова». Между строк вырисовывается широкая натура автора, добрый, отзывчивый и в то же время решительный характер надежного друга, заботливого и любящего сына, отца,  мужа.

В письмах  часто встречается слово «Байкал», который словно притягивает Вампилова, как будто жизнь для него немыслима без Байкала, дающего ему новые силы для творчества, для решения сложных вопросов с теми, кем еще не был в то время понят и оценен талант великого драматурга. И горечь трагедии в том, что так любимый Вампиловым Байкал и отнял у него жизнь в самом расцвете сил.

Как сказала об Александре Вампилове его жена Ольга: «он… столько  успел сделать добра, как все люди, которым суждено мало прожить…».

За 35 лет своей очень короткой, но яркой жизни он успел очень многое. Здесь приведены лишь некоторые  отрывки из писем драматурга, прозаика Александра Валентиновича Вампилова Е. Л. Якушкиной,  И. С. Граковой, Д. М. Шварц, О. М. Вампиловой, тем, кто являлся для него соратником, разделял его горести и победы и помогал в минуты  разочарований.

«Елена Леонидовна Якушкина – в то время, о котором идет речь в переписке – завлит московского Театра им. М. Н. Ермоловой. «Крестная мать» Вампилова-драматурга. Их знакомство состоялось в конце декабря  1964 г. в московском театре на Малой Бронной. Вампилов принес в театр, где в то время работала  Е. Л. Якушкина, один из вариантов «Прощания в июне»…».

«Иллирия Сергеевна  Гракова – редактор   издательства   «Искусство, инициатор издания пьес Вампилова в «Искусстве», редактор первого «Избранного» драматурга, вышедшего в этом издательстве уже после смерти автора. Переписка относится ко времени совместной с  Вампиловым  работы над отдельными изданиями его пьес…». «Дина Морисовна Шварц – завлит ленинградского Большого драматического театра им. М. Горького (ныне имени  Г. А. Товстоногова). Письма  относятся  ко времени постановки «Провинциальных анекдотов» и репетиций «Прошлым летом в Чулимске»…».

Гораздо позднее Д. М. Шварц вспоминала:

«Если бы знать, что ему доведется прожить так мало, наверное, каждый из нас вел бы счет встречам с ним – с Александром Вампиловым, с Сашей, с Саней. Встреч было, увы, не так уж много. Он жил в Иркутске, мы – в Ленинграде. …Помню первую встречу – Саша пришел в театр на Фонтанке,  пришел  просто так, на огонек, без звонка… Должна признаться, что в то время я не понимала всей масштабности личности Александра Вампилова. Однако при всем моем прохладном отношении к «Прощанию в  июне»  я  все-таки  понимала,  что ко мне пришел драматург, человек, понимающий, что такое театр, умеющий писать диалоги и не боящийся остроты жизни…

«Да,  меня не ставят, но это пока, – сказал он и, помолчав, добавил, иронично улыбаясь: – Будут ставить, куда они денутся. Замыслов у меня много, я должен жить долго-долго…»».

В настоящем издании «Александр Вампилов. Избранное» – воспоминания его жены Ольги Михайловны Вампиловой, написанные в разное время в качестве вступлений к публикациям произведений А. Вампилова: «…я вспоминаю лето 63 года. Я еду учиться в Иркутск, и впереди взрослая, такая моя самостоятельная жизнь. С Сашей мы встретились и познакомились случайно у одного иркутского поэта, у которого моя подруга оставила свой чемодан. С этого-то все и началось, закрутилось, помчалось… как я сдавала экзамены, одному богу известно. Бесконечные свидания, хождения, гуляния…Счастье как сказка быстро кончается. Не стало Сани, а осталось так много – в общечеловеческом понимании, в том, что он дал своим читателям, зрителям, и так мало – осязаемого, вещественного.  Остался черный старый чемодан, с его записными книжками, вариантами пьес, письмами друзей, несколькими рисунками и небольшими рассказами, подписанными его студенческим псевдонимом – А. Санин.

Чемодан, стол, венский стул, гитара и много книг, сложенных прямо на пол за неимением книжных шкафов, – вот та обстановка, в которой жил Вампилов. С годами мало что менялось, разве только стулья, которые были принесены в подарок его друзьями на новоселье. Стульев было много, они были списаны Союзом писателей, что оказалось весьма кстати. Шествие это от трамвайной остановки до нашего дома было впечатляющим. Жизнь была бедная, но счастливая. Все были молоды, талантливы, и бедность не была пороком. Большим событием стали стеллажи, сделанные для Сани столяром Иркутского  драмтеатра. Наконец-то книги были расставлены  по  полкам  и  можно было быстро найти нужную.

Потом случайно была разбита гитара, что было для него огорчительно и больно. А играл он на ней удивительно. Сколько вечеров было связано с ней, с исполнением романсов, песен… Он любил гитару, любил глубоко и серьезно. Он всё и всех любил… Не было человека более любящего и понимающего жизнь  и людей. Думаю, что с этим согласятся его друзья, которым он был верен до конца – всё, что касалось друзей, было для него  свято. Я стала старше его на много-много лет. В самую  тяжелую  минуту, я знаю, именно он поможет мне выйти из тупика. Среди его бумаг я нашла нарисованный кем-то на маленьком клочке кальки тушью его портрет и надпись почему-то на английском: «Я всегда буду помнить ваши глаза». Что-то из студенческих времен. Он учил немецкий. Почему меня это так трогает? Наверное, потому что я помню его глаза, и они смотрят на меня сегодня глазами нашей дочери и внучки Маши».

 

Вот лишь некоторые обрывки писем из конца 60-х – начала 70-х годов…
Е. Л. Якушкиной [29 мая 1965 г.]

«У нас облепиховое лето, жара и тишина. Закончу работу, уеду на некоторое время  на Байкал прожигать остатки молодости». За сим желаю Вам здоровья. Ваш Вампилов.

И. С. Граковой  [Середина марта 1969 г.] 

Лиля! Теперь биография. Она в двух словах и вовсе лишена  внешних,  так сказать, беллетристических признаков. Я родился в 1937 году в селе Кутулик Иркутской области. Там же окончил среднюю школу, а в 1955 году  поступил в Иркутский университет. С 1955 по 1965 работал в областной молодежной газете. До сочинения пьес писал очерки и рассказы, в 1966 году  принят  в  Союз.  Из пьес первая («Прощание в июне»)  прошла  в  двадцати  городах  (кое-где  еще идет)… Эдик! Лето не за горами. Какие у тебя виды?  Собираешься  ли  ты  сюда? Вопреки всему надо поехать на  Байкал,  в  тайгу,  порыбачить,  подышать  на всякий случай свежим воздухом.

И. С. Граковой [Конец мая 1969г.]

Эдик! Лиля! Чувствую, что надо кое-что сообщить вам по поводу лета. Дело в том, что программная поездка по Байкалу до сих пор в тумане. Определенности нет. И  в особенности для меня, потому что я, скорее всего, в месячной поездке принять участие не смогу – у меня очень сильно болеет мать. Ну я прощаюсь. Приезжайте. Байкал сейчас такая  штука,  что – спешите видеть…

К сему ваш Вампилов.

И. С. Граковой [11 июня 1969г.]

Лиля! Получил договор, приободрился. Бедному, замордованному  автору, если дальше это пойдет благополучно, – просвет, а доблестному  редактору  и либеральному начальству за их благодеяния воздается не только на небе, но и на земле…

 Е. Л. Якушкиной [21 ноября 1969г.]

Дорогая Елена Леонидовна!

Вы знаете, как я сам смотрел на «Старшего сына», теперь, после спектакля, я стал думать об этой пьесе много лучше, честное слово. Спектакль как будто бы удался, в театре аншлаг (говорят, давно тут этого не было)… пьесу играют как трагикомедию. Смею думать, что она так и написана. Мне повезло с режиссером,  попался  толковый парень. Мы нашли с ним общий язык (да нет, не думайте, как раз он непьющий, я имею в виду именно творческий язык), и вместе много наработали  интересного, а самое главное, как мне кажется, много точного.

И. С. Граковой [Конец 1969 г.]

Добрый день, Лиля! Спасибо, что ты откликнулась. Посылаю тебе исправления. Многие  из них принципиальны – особенно вставка на первой странице (эпизод Сарафанов  – Сосед), остальное – сокращения и уточнения, но тоже необходимые.

К сему – остаюсь по-прежнему А. Вампилов.

О. М. Вампиловой [Февраль 1970 г.]

Здравствуй, Оля! Надеюсь, письмо застанет тебя в Иркутске. Как вы живы, что  новенького, ходит ли Ленка в сад – жду и от тебя письма. Я в Ялте уже третий день, дышу южным воздухом и жирею за счет литературного фонда. Зимы тут никакой нет, на дворе то ли осень, то ли весна – тут не поймешь. Пока, впрочем, большей частью пасмурно, воздух очень уж влажный.

И. С. Граковой [17 августа 1970г.]

Лиля! Если ты не в отпуске, то прошу тебя – приди на минутку-другую в благорасположение и вышли, пожалуйста, 10–15  экземпляров сейчас. Желающих театров изрядно, а выслать мне им нечего. В Москве, конечно, как обычно, сейчас некогда, дворянство возвращается с морей и из-за границ, и настроение неопределенное. У меня впечатление, что Якушкина на меня махнула рукой и мои пьесы со стола переложила на окно, где у нее форменная братская могила неизвестных авторов. Провинция страшна неопределенностью и располагает к мнительности. Это уж обыкновенно. А пока прощаюсь, в надежде в скором времени засвидетельствовать свое почтение лично.

Вампилов.

 Е. Л. Якушкиной [Осень 1970 г.]

Дорогая Елена Леонидовна! Новостей у меня особых, как Вы понимаете, нет, я был летом на Байкале, в тайге, в местах этих новости не водятся, зато  водятся зверь и птица. Работал мало, новую пьесу еще не начинал, переделал «Прощание в июне», сдаю эту пьесу сейчас в наш театр и местное издательство. Переработка вышла большая, переписал ее процентов на 75, вышла, по-моему, приличная комедия. Я ее привезу, авось, заинтересуется ею какой-нибудь столичный  театр… Драмы лежат, так пусть хоть комедии пойдут. На днях вот как раз ставлю точку и очень сожалею, что нет тут Вашего редакторского глаза. «Старшего сына» по приезду в Москву я попытаюсь пристроить куда-нибудь… Посылаю Вам книжку, она вышла еще летом.

К сему остаюсь Ваш младший брат Александр.

Е. Л. Якушкиной [Декабрь 1970г.]

Дорогая Елена Леонидовна!Извините, что не ответил сразу, отвечаю сейчас и заодно посылаю Вам «Ангару» с «Утиной охотой». Вышла! Хоть так, да все-таки эта пьеса теперь существует. … Не поленитесь, напишите мне в двух словах, как живете, что нового в столичных театрах. Провинциальному автору интересно это знать. Тем более в ближайшее время я в Москву не собираюсь, хотя и получил через Степанову ангажемент от Лаврентьева…

 

Е. Л. Якушкиной      [2 марта 1971 г.]

Дорогая Елена Леонидовна!

Вот «Прощание в июне» в Иркутске. Вы помните Черткова (кстати, ученик Гончарова), румяного юношу, спектакль он сделал посредственный, о сколько шуму, скандалу, реву, он мне здесь осточертел со своей наглой и необоснованной амбицией…Увидите, они пустят меня по миру, да еще с дурной репутацией. Вот. А впрочем, жизнь идет, и, кажется, как обычно, что завтра будет  много лучше, чем сегодня. А вдруг и на самом деле? Скоро увидимся и поговорим как следует. Распутин и Машкин шлют Вам привет. Моя семья — тоже…

Ваш Вампилов.

О. М. Вампиловой [Весна 1971 г.]

Жена, бог послал тебя мне в наказание за все мои прегрешения. В Дубултах красиво, но холодно и тоскливо. Долго тут не пробуду. В Ленинград, кажется, тоже не поеду. Есть настроение здесь поработать (как ни странно) немного и возвращаться домой.

За сим целую тебя, жду письма, несчастный муж твой Александр Валентинович.

И. С. Граковой [7 октября 1971 г.]

Лиля! Добрый день! Извини, что не откликнулся сразу, был в неких отсутствиях. Спасибо тебе за «Метранпажа» – откуда это такое изобилие? Лето я провел в общем неплохо. Рыбачил, был на Байкале, работал. Высылаю тебе «Валентину», теперь, думаю, можно показать ее начальству. Начал новую пьесу. Наш «Старший сын», кажется, расходится довольно основательно. Но прорежется ли он в Москве — опять-таки неизвестно.

За сим – ныне далекий, но старый и сердечный друг А. Вампилов.

Е. Л. Якушкиной [Осень 1971 г.]

Дорогая Елена Леонидовна! а теперь спешу Вам сообщить, что пребываю в здравом рассудке и трезвой (в основном) памяти, сижу дома, немного работаю, больше бездельничаю и, должен сознаться, ужасно тоскую по Москве.

Д. М. Шварц [12 июня 1972 г.]

Дорогая Дина Морисовна!

Я живу здесь тихо-мирно, работаю, собираюсь поехать на Байкал. В Москве я буду числа 20-го сентября, надеюсь, и в Ленинград заеду.

Р.S. Пришлю Вам новую  последнюю  страницу  «Чулимска». По сути там, разумеется, ничего не изменится, просто мне пришло в голову: что самый-самый конец (финал) можно сделать точнее и естественнее по форме.

Е. Л. Якушкиной [11 июля 1972 г.]

Дорогая Елена Леонидовна! Письмо Ваше пришло, когда я уже был в Красноярске. Поездка оказалась довольно длительной и весьма сложной по результатам. На сдачу приезжал Шкодин, спектакль принял, но спектакль не готов. Сандро работал много и сделал много, но во многом и просчитался: назначил на главную роль актера, которому эта роль противопоказана. Я стал настаивать на замене или назначении второго исполнителя. Директор решил, что дело уже сделано. Вы, видно, в Иркутск не соберетесь. А могли бы еще: начало августа (с 1 по 12–14) я буду в городе. Давайте приезжайте. Я свожу Вас на Байкал. Завтра (12 июля) мы уезжаем (я, Ольга и Ленка) на Байкал дней на десять. Я работаю потихоньку. Написал половину первого акта, пока как будто бы забавно получается.

К сему – Ваш А. Вампилов.

17 августа 1972 года Вампилова не стало.

«…А московские театры все еще продолжали репетировать, Вампилов так и  не увидел свои пьесы на московской сцене. Лишь после его гибели одна за другой, с разрывом менее недели последовали премьеры «Прощания в июне» и «Старшего сына». Затем премьеры проходили и в других театрах и других городах. Вслед за однотомником «Избранное», вышедшим в издательстве «Искусство»  (1975), были изданы однотомники и двухтомники в других издательствах и других городах… Но это уже  другая история. Точнее, часть истории – Истории Русского Театра» (Иллирия Сергеевна Гракова – редактор   издательства).

 

Федотова О. А., гл. библиограф ОКЛиБ

Литература

— Александр Вампилов. «Избранное». – М.: Согласие, 1999.
— Плеханова, И. И. Александр Вампилов и Валентин Распутин: диалог художественных систем : монография. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2016.
— Румянцев, А. Г. Александр Валентинович Вампилов: 70 лет со дня рождения А. В. Вампилова / А. Румянцев // Приангарье: годы, события, люди (на 2007 год). Вып. 40. – Иркутск, 2006.
— Румянцев, А. Г. Вампилов / Андрей Румянцев. – М.: Молодая гвардия, 2016. – (Жизнь замечательных людей : сер. биогр. ; вып. 1579).

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.