«Лирика Владимира Маяковского»

19 июля 2018 года советскому поэту Владимиру Маяковскому исполнилось бы 125 лет. Именно в этот день в библиотеке №26 в Солнечном состоялся литературно-познавательный час, посвященный жизни и лирическим произведениям поэта.

К участию были приглашены школьники младшего и среднего возраста. Знакомство с творчеством поэта начали с биографии. Перед презентацией посмотрели видеоролик «Биография В.Маяковского кратко». Далее перешли к презентации и пошаговому обсуждению отдельных моментов биографии поэта и его становлению как выдающейся литературной личности.

В 1912 году в альманахе футуристов “Пощечина общественному вкусу” были опубликованы первые стихотворения В. Маяковского “Ночь” и “Утро”. Так заявил о себе молодой и самобытный поэт — поэт, которому суждена была долгая и непростая творческая судьба, и не только пожизненная, но и посмертная, ибо произведения автора неоднократно оценивались и переоценивались критикой и читателями. Практически сразу отказавшись от попыток литературного подражания, Маяковский буквально ворвался в русскую поэзию начала XX века.

Его стихи разительно отличались от того, что принято было считать хорошей поэзией, но он быстро вошел в силу и утвердил свою творческую индивидуальность, право на то, чтобы быть Маяковским. Отрицая “классическую скуку”, поэт предлагал новое, революционное искусство. Ранний период творчества поэта представлен многими открытиями в области стихосложения. “Себе, любимому, посвящает эти строки автор”, “Я”, “Несколько слов обо мне самом”, “Я и Наполеон”, “Владимир Маяковский” — таковы названия его стихов того времени.

Он обращается к людям будущего:

«Славьте меня!» —
Вам завещаю я сад фруктовый
своей великой души.

Здесь с участниками мероприятия прочитали несколько ранних стихотворений В. Маяковского: «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Хорошее отношение к лошадям». Посмотрели видеоролик, где актер Вениамин Смехов читает стихи В. Маяковского. Обсудили необычность стихотворных рифм и своеобразие стихосложения поэта. Как выразился один младший школьник: «Он пишет необычным языком». Поговорили о том, что отрицая “классическую скуку”, поэт предлагал новое, революционное искусство. Ранний период творчества поэта представлен многими открытиями в области стихосложения.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Темы лирики Маяковского многообразны. Он пишет о быте, любви, политике, истории. Разрыв поэта и действительности — важнейшая особенность лирики Маяковского. Поэт стремиться отдать себя людям, чувствует, что «я» для него мало, он выступает глашатаем новых истин, но оказывается ненужным, одиноким, так как окружающий его мир бесчеловечен, жесток и духовно нищ. Каждое столкновение поэта с действительностью кончается трагически, но этот трагизм не ведет к пессимизму, напротив, он рождает мысль о действии, о борьбе, о революции. Поэт обличает, проклинает, протестует; он ждет, торопит, зовет революцию, предчувствуя ее приход, и вместе с ней обновление жизни.

В лирике поэта остро прослеживается тема трагического одиночества. Причина этого в том, что вокруг — “нет людей”. Есть толпа, масса, сытая, жующая, глядящая “устрицей из раковины вещей”. Люди исчезли, и потому герой готов целовать “умную морду трамвая” — чтобы забыть окружающих. Он готов отдать все, чем владеет, «за одно только слово ласковое, человечье». За своим амплуа хулигана Маяковский скрывал душу тонкую, ищущую любви и любящую.

Уже в ранних стихах он предстает обреченным гореть на “несгораемом костре немыслимой любви”. В поэме «Облако в штанах» любимая отвергает героя, предпочитая мещанское благополучие. Ребята поочередно прочитали вслух небольшой отрывок из этого произведения. Немного упомянули возлюбленных поэта, и какую роль каждая из них сыграла в творческой жизни Владимира Маяковского.

Лирический герой Маяковского – это человек большой души, потрясенный противоречиями действительности. Молодой поэт с горечью ощущал, как из мира уходит красота, а ее место самодовольно заполняет «обрюзгший жир». Тематика лирики Маяковского, при всей его эпатажности, включает в себя большинство мотивов, характерных для поэзии. Это любовь и одиночество, а также трагические контрасты миропорядка, которые остро переживаются лирическим героем.

В заключение для младших школьников был показан мультфильм «Что такое хорошо и что такое плохо» и озвученный диафильм «Кем быть?».

В целом, мероприятие прошло в возвышенной атмосфере. Заставило детей задуматься о непростой жизни творческой личности и почувствовать необычность стихотворного сложения и ритма произведений Владимира Маяковского.

 

Библиотекарь Елена Павлова

 

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.