«Меценатствующий и образованнейший городской голова Иркутска Владимир Платонович Сукачев»: к 165-летию со дня рождения

Имя общественного деятеля Сибири, городского головы Владимира Платоновича Сукачева, неразрывно связано с созданной им частной картинной галереей, ставшей сибирской жемчужиной в мире искусства в к. XIX – н. XX вв., а в настоящее время являющейся основой Иркутского областного художественного музея. Музей, благодаря его создателю, становится одним из богатейших и самым крупным в Сибири хранилищем произведений изобразительного искусства. Его собрание насчитывает более 15 тысяч произведений искусства различного времени.

Владимир Платонович Сукачев родился 14 июля 1849 года в семье чиновника министерства юстиции. Отец его Платон Петрович Сукачев – потомственный дворянин, в Иркутск прибыл из Петербурга по служебной надобности.

 

В.П. Худояров. Портрет В.П. Сукачева

В.П. Худояров. Портрет В.П. Сукачева

Женился на дочери городского головы, богатого купца Н. П. Трапезникова Аграфене Никаноровне, ставшей матерью Володи. «…мальчик рос среди образованных купцов, многие из которых владели несколькими иностранными языками, коллекционировали редкие рукописи и чертежи, старинные книги и предметы искусства», — писал А. Д. Фатьянов. Разносторонние интересы привлекали его с детства, но к живописи он питал особое пристрастие. Будучи учеником Иркутской классической гимназии, которую он окончил в 1867 году, юноша впитал в себя идеи декабристов, а также политических ссыльных из числа петрашевцев и польских повстанцев. Сукачев поступает на естественный факультет Киевского Университета, а после его окончания он переходит на юридический факультет Петербургского университета.

Получив наследство от своего дяди, богатого золотопромышленника Трапезникова, Владимир Платонович Сукачев часть этого капитала направил на благотворительные цели. Особенно большое внимание он уделил народному образованию. На его средства построены Глазковская, Крестовоздвиженская и Знаменская начальная школы. Значителен и тот факт, что на протяжении 13 лет Владимир Платонович Сукачев избирался городским головой Иркутска.

Первые произведения, положившие начало картинной галерее, были приобретены В. П. Сукачевым в начале 1870-х годов, когда он учился в Петербургском университете. Здесь он посещает академические выставки, знакомится с творчеством Товарищества передвижников. Приобретенные картины бережно упаковывались и отправлялись из Петербурга по железной дороге, а затем пять тысяч верст по Великому тракту на санях до родного города Иркутска. Уже в 1874 году около тридцати полотен собрания В. П. Сукачева впервые экспонировались в залах музея Географического общества в Иркутске.

Областной художественный музей

Областной художественный музей

Атмосфера столичной жизни, пронизанная идеями служения народу, наложила печать на художественные вкусы коллекционера. В его собрании было немало работ передвижников. Современники высоко ценили собирательную деятельность В. П. Сукачева, отмечая прекрасный подбор произведений и их высокие художественные качества.

«Картинная галерея Сукачева имела картины всех русских художников, выдвинувшихся после 70 гг. До 1890 года Владимир Платонович не пропускал

ни одной выставки, чтобы не купить картину». Для размещения своего собрания Сукачев в 1881 году приобрел большой участок Кукуевской березовой рощи на окраине Иркутска. Спустя год строительства двухэтажного особняка было завершено, и коллекция разместилась в двенадцати комнатах первого и второго этажей обширного дома.

Оставаясь частным собранием, галерея открыла двери для всех желающих. «Всем ясна Ваша мысль, что приобретая картины русской школы Вы преследуете тут и общественно-воспитательную цель, не одну личную любовь к искусству. Потомство скажет Вам спасибо за это» — писал Сукачеву этнограф Д. А. Клеменц.

О том насколько сильное впечатление производила галерея на посетителей, говорят воспоминания побывавшего в Иркутске в 1897 году Жюля Легара, профессора из Бордо. В книге «По Сибири», вышедшей в Париже в 1899 году, он вспоминал: «7 июля я познакомился с местным городским головой г. Сукачевым. Он элегантный сибиряк, с которым знакомы наши многие парижане. Но, вероятно, очень немногие побывали в его изящной картинной галерее, которая является одной из редкостей Сибири. Эта галерея приятно удивила меня, так как во время путешествия по Сибири редко удавалось видеть произведения искусства. Галерея почти исключительно русская: это патриотизм, который я высоко ценю».

Музей-усадьба В.П, Сукачева

Верным спутником и помощницей во всех начинаниях Сукачева была его жена Надежда Владимировна Сукачева, педагог, художница-любительница. Она «хорошо знала и тонко чувствовала музыку, профессионально играла на фортепиано, увлеченно занималась рукоделием (шитьем, вязанием, вышиванием), прекрасно рисовала». Н. В. Сукачева также занималась благотворительностью, основала и содержала «бесплатную школу для девочек», здание которой располагалось на территории усадьбы Сукачевых.

В 1898 году В. П. Сукачев с семьей переехал в Петербург и стал бывать в Иркутске наездами. Галерея осталась на попечении доверенного лица Н. И. Глушкова. В 1910 году В. П. Сукачев, посетив Иркутск, свою коллекцию оставил новому доверенному лицу, имя которого в документах не сохранилось. Деятельность галереи продолжалась и после отъезда В. П. Сукачева.

В последний раз В. П. Сукачев был в Иркутске в 1940 году и хотел подарить картинную галерею городу, но власти потребовали, чтобы Сукачев построил специальное помещение для галереи и полностью его оборудовал. Только при этих условиях они смогут принять дар. Возмутившись таким отношением к галерее, Сукачев покинул Иркутск, а картины оставил в своем особняке Н. И. Глушкову.

В годы Первой мировой войны картины экспонировались на различных благотворительных выставках, в самой же галерее отводились специальные дни для бесплатного посещения горожанами. В начале 1917 года Владимир Планотович Сукачев серьезно больной вместе с женой, дочерью и внуком уезжает лечиться в Крым. Тяжелый недуг подорвал его здоровье, и Владимиру Платоновичу не удалось дожить то тех дней, когда галерея стала собственностью народа.

В годы Гражданской войны для галереи, оставшейся без присмотра, наступили тяжелые дни, от разграбления ее спасли Иркутское общества

поощрения художников и просто честные люди. В том заслуга и доверенного Сукачева в Иркутске Н. И. Глушкова, который и сохранил галерею полностью. В январе 1920 года в Иркутске окончательно установилась советская власть.

И в этом же году 21 февраля постановлением Иркутского ревкома галерея была национализирована и поступила в введение губернского Отдела народного образования. Этот день считается официальной датой перехода галереи в государственную собственность. Она вошла в состав Краеведческого музея как один из разделов. Галерее было передано здание магазина купца Л. Б. Мерецкого. Из неохраняемого и не отапливаемого особняка В. П. Сукачева картины на санях перевозили в новое помещение. В том же году состоялось открытие первой экспозиции Государственной художественной галереи. На тот момент галерея состояла из 200 картин. Фонды галереи пополнились произведениями искусства из национализированных особняков купцов, золотопромышленников и банкиров, из Иркутского Общественного собрания, Иркутской мужской гимназии, Иркутского девичьего института. В основном это была русская и западноевропейская живопись. Тогда же в музей влилась часть коллекции купцов Казанцевых: жена последнего ее владельца, известного ученого-химика Г. Г. Казанцева, спасая коллекцию, вывезла ценности из Екатеринбурга в Иркутск. Здесь они и были национализированы. В июне 1922 года галерея перешла в ведение подотдела «Главнаука» губернского Отдела народного образования и влилась в сеть государственных музеев под названием «Иркутский государственный научный музей». В 1923 году здание было передано универсальному магазину, собранию же художественных ценностей отвели второй этаж особняка купца И. М. Файнберга — в первом этаже размесились геологический, зоологический и исторический отделы музея. Галерея продолжала существовать лишь благодаря энергии бескорыстно служивших ей сотрудников.

Начиная с 1920 года на протяжении двух десятилетий фонды галереи обогащались произведениями восточного искусства, ранее принадлежавшими музею при Восточно-Сибирском отделе Русского географическом общества.

Период оживления продолжался недолго, в 1928 году здание музея было передано учебным классам и общежитию мясокомбината. Прибежищем художественных ценностей стали подвалы и чердаки особняка. По сути, галерея перестала существовать. Только вмешательство общественности города спасло ее от полного разорения. Постепенно галерее стали возвращать ее помещения. Началась работа по восстановлению экспозиции, учету и хранению произведений, их реставрация. В 1936 году галерея была выделена в самостоятельное учреждение — Восточно-Сибирский художественный музей (с 1937 года Иркутский областной художественный музей). Волна новых поступлений в галерею связана с 1945-1949 годами. И это заслуга, прежде всего директора музея А. Д. Фатьянова. В 1950-е годы достоянием музея стали переданные музеями Петербурга и Москвы рисунки и гравюры известных мастеров ХVIII-XX веков.

Более ста лет прошло, когда первые картины галереи В. П. Сукачева достигли Иркутска. Сегодня небольшое частное собрание на восточной окраине России превратилось в крупнейший музей Сибири, принимающий более трети миллиона посетителей. В 1989 году к 140-летию со дня рождения В. П. Сукачева музею было присвоено имя его основоположника.

 

Подготовлено по материалам ОКЛиБ ЦГБ:

 

Владимир Платонович Сукачев: к 140-летию со дня рождения иркутского просветителя / сост. А.Д. Фатьянов. — Иркутск, 1989. — 28 с.

 

Сокровища Иркутского художественного музея: альбом / авт. предисл. В.Г. Распутин; авт.-сост. Т.П. Огородникова. – Л., 1989. – 151 с.

 

Сукачев Владимир Платонович // Историческая энциклопедия Сибири. Т. 3 / гл. ред. В.А. Ламин. – Новосибирск, 2010. – С. 207-208.

 

Фатьянов, А. Д. Иркутские сокровища / А. Д. Фатьянов. — Иркутск, 1985. — 160 с.

 

Хозяин города Владимир Сукачев: 125 лет со дня избрания В. П. Сукачева городским головой // Приангарье: годы, события, люди. Вып. 43. – Иркутск, 2009. – С. 55-59.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

WP-SpamFree by Pole Position Marketing