Откуда пошел Иркутский острог

На протяжении многих столетий постоянно велась полемика о дате появления на реке Иркут острога.

Вопросом определения точной даты основания Иркутска занималось не одно поколение историков: И. Э. Фишер,  Г. Ф. Миллер, А. Н. Копылов, А. И. Лосев, М. Стож, П. И. Пежемский, Н. С. Романов, А. П. Окладников, А. В. Дулов,  Н. М. Полунина, Д. Я. Резун, В. П. Шахеров, А. К. Чернигов.

Дмитрий Резун в статье «По поводу даты основания Иркутска» писал следующие строки: «В истории есть факты, которые все­гда останутся легендами, ибо они не могут быть подтверждены архивными документами, и главным аргументом их доказательности может являться лишь логика исторического процесса».

В  статье «Форпост в Прибайкалье» Вадима Шахерова можно прочесть следующие строки: «В ранней истории Иркутска достаточно много спорных и запутанных вопросов. Один из самых дискуссионных — время и обстоятельства его возникновения».

Оба историка Д. Резун и В. Шахеров в своих исследованиях приводят слова А. Н. Копылова:

«В свое время А. Н. Копылов очень убе­дительно доказал, что архивные докумен­ты XVII в. в фондах РГАДА твердо гово­рят лишь о построении Иркутского острога 1661 г.; ни о каких более ранних датировках основания Иркутска в свете этих документов не может быть и речи».

Вадим Шахеров приводит факт о том, что разброс «в крайних датах, встречающихся в различных источниках и трудах, составляет четыре десятилетия: от 1620 года до 1661».

Он приводит версию краеведа А. И. Лосева, который утверждает, что «возникновение первого поселения датируется 1620-м годом», обосновывая тем, что вначале шла промысловая колонизация края в виде небольших заимок, и что «это были поселения сезонного характера, служившие прибежищем для промышленников и казаков в зимнее время». Эту версию Вадим Шахеров ставит под сомнение.

Другой историк — М. Стож, обобщая легенды и предания о зарождении Иркутска, отмечал постройку зимовья в 1652 г., но при этом указывал: «…хотя как поселение оно было известно в 1640 г.».

Дмитрий Резун в статье «По поводу даты основания Иркутска» сформулировал следующее: «…все списки иркутских летописей, не «оговариваясь», в один голос утверждают, что первый Иркутский острог был срублен в устье Иркута на Дьячем острове в начале 1650-х годов. Они расходятся лишь в частности: одни в качестве первостроителя называют енисейского сотника П. Бекетова, другие енисейского сына боярского И. Похабова».

Вадим Шахеров в своей статье «Форпост в Прибайкалье» приводит следующий факт:

«К концу 1630-х гг. русские землепроходцы укрепились на средней Ангаре и усиленно искали пути к Байкалу. Запланированный на 1642 г. очередной поход на Байкал не состоялся из-за недостатка в Енисейском остроге служилых людей.

Только весной 1644 г. на 13 дощаниках к Байкалу отправился отряд казаков. По дороге был основан Осинский острог, где отряд и провел зиму. Летом 1645 г. года они вышли к Байкалу. В этот же период во главе Братского острога становится Иван Похабов. В 1647 г. Иван Похабов с отрядом в 96 человек направился в южное Прибайкалье. Зимовал отряд казаков уже на берегу озера Байкал в построенном Култукском острожке. Отсюда Иван Похабов с частью служилых на лыжах предпринял поход в долину Иркута, «где привел в русское подданство местных бурят. Захватив в аманаты князца Нарея, он собрал ясака «5 сороков 16 соболей, да лисицу бурую». Возможно, к этому времени и относится постройка иркутского зимовья».

Историк И. Э. Фишер в своей «Сибирской истории», изданной на русском языке в 1774 году, писал, что пятидесятник Иван Похабов, придя со своей ватагой по Ангаре со стороны Байкала, в 1652 году «сделал на устье реки Иркут хижину для казаков, чтобы сподобнее было собирать ясак».

Дмитрий Резун и Вадим Шахеров в своих исследованиях приводят факты о том, что «предположительно иркутское зимовье было построено на острове Дьячем, в устье реки Иркутска, а затем перенесено на ее более удобный правый берег. Есть гипотеза, что данное зимовье прекратило свое существование задолго до постройки Иркутского острога». Вопрос  о месте постройки иркутского зимовья первый раз обсуждался в 1857 году в газете «Иркутские ведомости», в 20-е годы ХХ века летописец и краевед Н. С. Романов предпринял попытку археологических раскопок на острове, в итоге «в центре Дьячего им были найдены следы от лежащих когда-то в земле бревен и несколько канав», но не более того. Таким образом, подтвердить существование строения не удалось.

В книге «Иркутские повествования» автор Анатолий Константинович Чернигов  придерживается официальной версии появления острога и приводит ряд интересных фактов из истории возникновения Иркутска.

«В 1658 г. к устью Иркута отправлен енисейский сын боярский Яков Тургенев, которому поручалось «на усть той реки Иркута… поставить новый острог» с целью приведения в русское подданство бурят. Но из-за притеснений балаганского приказчика Ивана Похабова часть ясашных бурят взбунтовалась и при приближении отряда Тургенева бежала в монгольские степи. Спустя год, в 1659 году Яков Тургенев писал в донесении  воеводе, «что на Иркуте реке нового острога строить не для чего». Причиной, скорее всего, неисполнения задания было то, что местные жители, платящие ясак, откочевали в Монголию.

Это подтверждается тем, в 1658 году жители Братского и Балаганского острогов в июне 1658 года в своей челобитной енисейскому воеводе М. Ртищеву писали об осаде их острогов «братскими людьми», возмущенными притеснениями со стороны другого первопроходца Ивана Похабова, человека деятельного, но весьма жестокого. Яков Тургенев вернулся обратно.

В июне 1660 г. управителем в Братские остроги (Братск и Балаганск) для наведения порядка и сыска новых земель был назначен енисейский сын боярский Яков Иванович Похабов. В декабре 1660 г. к нему в Балаганский острог прибыл гонец от тувинцев и просил поставить крепость в устье Иркута для сбора ясака и защиты от притеснений со стороны красноярских казаков.

Получив это донесение, енисейский воевода 22 июня 1661 г. отправил к Похабову подмогу в 60 казаков во главе с пятидесятником Дружиной Поповым-Даурским и распорядился «отыскать на усть Иркута реки или вверх Иркута самого угожево места… и на том месте поставить острог». Однако Яков Похабов, не дожидаясь ответа из Енисейска, сделал это летом 1661 г.

Сам Похабов назвал новое поселение Яндашским, по имени тувинского князца Яндаша Дороги, но топоним за ним не закрепился, и во всех последующих документах (1662 года) оно стало именоваться по своему местоположению — Иркутским».

В своих материалах В. Шахеров и Д. Резун сошлись в одном мнении о том, что историки «не нашли доказательств, подтверждающих более раннее основание Иркутска, чем 1661 г.». Подобные факты надо искать не в царских грамотах, так как если острог и был поставлен, то самовольным способом. Дмитрий Резун в статье «По поводу даты основания Иркутска» пишет о том, что «ответ на эту загадку, скорее, лежит в различных челобитных енисейских и иркутских казаков о своих службах, и, возможно, будущий исследователь, предпринявший сплошное обследование всего массива этих источников, и найдет более веские доказательства».

Вопрос о точной дате основания Иркутского острога остается открытым, или как его охарактеризовал историк А. Н. Копылов в 1960 гг., стал «затянувшимся вопросом». Как бы там ни было, документально подтверждена дата основания острога — 1661 год. Иркутский острог находился напротив устья реки Иркут и прикрывал всю окрестную территорию от набегов со стороны монгольских степей. Первоначальный острог состоял из одних башен. Стены поставлены не были из-за отсутствия поблизости леса. Позже к концу лета его укрепили надолбами и другими крепостями. Острожек был невелик и достигал 34 сажени: в длину 9 и в ширину 8. По углам стояли четыре глухих башни, одна из них была построена на житном амбаре, другая служила часовней. Первыми жителями Иркутского острога были 10 казаков с приказчиком Василием Ездаковым. В 1662 году об Иркутском остроге впервые упоминал Протопоп Аввакум в своем «Житие», когда он проплывал мимо него по Ангаре. В 1675 году его в своих записях упоминал путешественник и ученый Милеску Спафарий.

В 1692 году Николай Корнелий Витсен в книге «Северная Татария» также описал острог и быт иркутян.

Именно так началась история Иркутска.

Зав. ОКЛиБ Кузнецова В.И. 

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

WP-SpamFree by Pole Position Marketing