Библиотека без границ

 

Комплексная муниципальная целевая программа.
Деятельность муниципальных библиотек по работе с социально незащищёнными категориями населения города Иркутска
на 2011-2016 годы

1. Обоснование Программы

В современном российском обществе укоренилось такое понятие как социально незащищённые слои населения. Произошедшие в постсоветской России глубокие социальные перемены, нестабильность политической и экономической ситуации привели к увеличению численности и расширению спектра социально незащищенного контингента. В сложившейся практике социально незащищёнными считаются семьи с низким денежным доходом на одного члена семьи (чаще всего это многодетные семьи и пенсионеры, получающие недостаточное пособие); семьи, потерявшие кормильца; матери, воспитывающие детей в одиночку; инвалиды; престарелые, студенты, живущие на стипендию, безработные, лица, пострадавшие от стихийных бедствий, политических и социальных конфликтов, незаконного преследования, – одним словом, люди, попавшие в сложную жизненную ситуацию. Все эти люди нуждаются в социальной поддержке и защите со стороны общества и государства.

Политика нашего государства имеет социальную направленность. В соответствие с концепцией развития социального обслуживания населения РФ (1993 г.) одним из важнейших звеньев этого механизма является создание системы социального обслуживания, которая обеспечивает разнообразные формы социальной работы с различными категориями населения на территориальном уровне. Система должна включать в себя комплекс разнообразных целевых услуг различным социальным группам, находящимся в зоне риска и нуждающимся с учетом новых социальных реалий, в общественной поддержке помимо той, которая предоставляется централизованно.

Основы правового регулирования в области социального обслуживания населения РФ устанавливает федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (1995 г.). Он определяет социальное обслуживание как «деятельность социальных служб и отдельных специалистов по поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг, осуществлению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации» (ст. № 1).

Социальная поддержка может проявляться в самых разнообразных формах: в виде денежной помощи, предоставлении материальных благ, бесплатного питания, обеспечение приюта, крова, оказания медицинской, юридической психологической помощи, покровительства, опекунства, усыновления.

Каким образом публичные библиотеки
могут способствовать решению этой задачи?

Одна из задач практически любой публичной библиотеки как учреждения социального и культурного назначения связана с оказанием помощи в получении информации и организации досуга для лиц, нуждающихся в социальной реабилитации и адаптации в обществе. Такого рода деятельность выделяет библиотеку как самостоятельный элемент системы социального обслуживания населения.

Публичные библиотеки вправе претендовать на роль одного из основных социальных институтов, призванных оказывать социальную поддержку граждан, и особенно тех граждан, которые в этом особо нуждаются.

Данное утверждение не беспочвенно.

Во-первых потому, что имеет под собой правовую базу. По конституции РФ библиотека выступает гарантом осуществления прав человека на свободный доступ к информации, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. В законе 78-ФЗ «О библиотечном деле» права особых групп пользователей прописаны отдельной статьёй (ст. 8).

Организация заочных, передвижных (внестационарных, сервисных) форм библиотечного обслуживания лиц, не имеющих возможность самостоятельно посещать библиотеки, становится основанием для отнесения библиотеки к учреждениям, предоставляющим социальные услуги и для включения ее в муниципальную систему социальных служб (Федеральный закон от 10.12.95 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», ст. 4).

В Федеральном законе от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в ст. 14 и 15 говорится об «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации» и «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры», а библиотеки владеют информацией и являются объектами социальной инфраструктуры.

Во-вторых библиотека, являясь относительно устойчивой формой организации социальной жизни, обеспечивает устойчивость связей и отношений в рамках общества. Трудно представить себе какую-либо структуру общества, которая могла бы функционировать, не опираясь на библиотеку. Этим объясняется исключительно большое разнообразие видов библиотек, которые обслуживают все без исключения социально-демографические слои общества — от дошкольников до пенсионеров, представителей всех профессий и рода занятий.

Максимальная приближенность к жителям делает библиотеки центрами притяжения для всех и позволяет им сочетать в своей деятельности различные аспекты: библиотечный и информационный; библиотечный и образовательный; библиотечный и общекультурный; библиотечный и социальный.

Одним из приоритетных направлений работы библиотеки должна стать работа в помощь социальной адаптации незащищенных групп населения. Основными причинами акцентуализации данного профиля работы библиотек являются: во-первых, большое количество социально незащищённого населения в городе (пожилое население, пенсионеры, инвалиды, безработные, малообеспеченные, многодетные семьи, дети сироты и. др.); и понимание того, что для многих из них слово “читать” часто равнозначно понятию “жить”, во-вторых, постоянно меняющиеся в соответствии с изменением социально-политической, экономической ситуацией в регионе, информационные потребности данной группы населения, которые необходимо своевременно, четко и доступно удовлетворять.

Наша задача — помочь социально-незащищенным группам пользователей быстрее адаптироваться в обществе, обеспечить развитие их творческих возможностей путем получения доступной информации, приобщения к книге, культурной и духовной жизни. Для них библиотека стала практически единственным бесплатным учреждением культуры, где они могут найти информацию, знания, эмоциональную разрядку, читая книги, журналы, газеты, участвуя в литературных вечерах, встречах. Библиотека для таких людей — «аптека для души», исцеляющая посредством книги, общения, дающая новые стимулы.

Но, несмотря на то, что работа ведется и планируется, библиотекам необходимо усилить эту деятельность и расширить перечень услуг для людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, чтобы количество особых читателей в библиотеках города увеличилось в разы. Библиотеки должны налаживать социальное партнерство с органами местной власти, органами социальной защиты населения, общественными организациями, волонтёрами и различными учреждениями, ставящими своей целью решение вопросов интеграции и адаптации в обществе социально незащищённых слоёв населения. Повысить качество деятельности с социально незащищёнными людьми поможет систематизация работы, полное удовлетворение их запросов, расширение перечня форм и методов обслуживания.

Особенно сложна работа с инвалидами. Работа с инвалидами требует специальных знаний и умений, коими библиотекари не владеют или владеют частично. Поэтому для достижения поставленных целей необходимо уделить особое внимание повышению квалификации сотрудников библиотек города.

Данная программа направлена на систематизацию деятельности библиотек по работе с социально незащищёнными категориями граждан и реализацию ниже перечисленных целей и задач.

2. Цели и задачи Программы. Сроки реализации Программы

Цель программы: Содействие адаптации в обществе, социокультурной реабилитации, развитию творческих возможностей и самоутверждению личности людей с ограничениями в жизнедеятельности и социально незащищенных групп населения путем приобщения к книге и чтению, организуя работу в доступной для них форме.

Задачи программы:

1. Организация обслуживания социально незащищенных групп населения.

2. Обеспечение доступности культурной деятельности и информационных ресурсов для всех категорий граждан, реализация их прав на свободный доступ к информации.

3. Обеспечение полного и оперативного удовлетворения информационных потребностей данной категории граждан.

4. Организация просветительской и досуговой деятельности, направленной на улучшение социально-культурной сферы в жизни данной категории граждан.

5. Социальное партнёрство, сотрудничество и координация действий с государственными и общественными организациями города.

6. Использование при обслуживании новых информационных технологий и современных технических и тифлотехнических специализированных средств.

Сроки реализации Программы – 2011-2016 годы.

3. Механизм реализации программы

Реализация Программы планируется в несколько этапов.

Первый этап — 1 – 2 кварталы 2011 г. – исследовательский

Эффективность социализирующей деятельности зависит от правильно выбранных методов, которые будут работать в конкретном культурном и социальном пространстве. Поэтому важно знать социально-культурную среду своего города.

Каждое структурное подразделение ЦБС на данном этапе изучит среду микрорайона с целью выявления социальных, образовательных, досуговых и других организаций и учреждений, проведёт переговоры с данными организациями на предмет заключения договоров о совместной деятельности по работе с социально незащищённой категорией граждан.

Организация любого дела начинается и развивается при условии изучения потребностей потенциальных и реальных пользователей, непременного и регулярного мониторинга библиотечного обслуживания групп и особых категорий населения. На данном этапе будут проведены исследования по выявлению реальных и потенциальных особых пользователей библиотек в микрорайоне обслуживания, налажены контакты с ними. Среди выявленных пользователей будут проведены опросы на предмет востребованности библиотечных услуг и по выявлению их читательских и информационных потребностей.

Второй этап — 3 – 4 кварталы 2011 г. – организационный

На втором этапе данной программы будут:

— заключены договоры социального партнёрства с организациями и учреждениями, совместно с которыми библиотеки будут осуществлять, поставленные перед ними цели и задачи;

— определена стратегия дальнейшей деятельности каждой библиотеки в работе с социально незащищёнными гражданами и составлены планы работы по основным направлениям деятельности в соответствии с разделами Программы;

— реальные и потенциальные пользователи библиотек из социально незащищённой группы населения ознакомлены с планами.

Третий этап — 2012 – 2016 гг. – этап реализации плановых мероприятий.

Третий этап программы является заключительным и основным. Здесь будут реализовываться мероприятия, запланированные на втором этапе, одновременно по всем разделам программы.

4. Перечень основных мероприятий Программы

Программа состоит из 5 разделов. Работа по разделам требует одновременной (параллельной) реализации, что в дальнейшем приведет к ожидаемым результатам.

I. Формирование фонда документов

Для более полного удовлетворения читательский и информационных потребностей социально незащищённых слоев населения библиотекам необходимо иметь современный, универсальный фонд документов. Планируется приобретение специализированного фонда документов с учётом специфики работы с данной категорией граждан:

— правовая литература, периодические издания и литература, способная оказать практическую и психологическую помощь людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, методические материалы для людей, работающих с данной категорией граждан и др.

— издания на специальных носителях (крупношрифтовые, тактильные, «говорящие книги» и др.)

II. Материально-техническое обеспечение

Для свободного доступа всех категорий граждан к ресурсам библиотечной системы города необходимо:

— обеспечить беспрепятственный доступ в помещения библиотек, оборудовав их пандусами и поручнями;

— обеспечить свободный доступ на безвозмездной основе к ресурсам сети Интернет во всех библиотеках города;

— оборудовать компьютерные места для малообеспеченных семей и людей с ограниченными возможностями с специализированными ПО и комплектующими;

— оборудовать комфортные зоны и/или игровые комнаты, помещения для проведения массовых мероприятий с настольными развивающими играми, детскими игрушками и др.;

— приобрести специализированные приборы для чтения плоскопечатных изданий;

— обеспечить связь для людей с проблемами слуха с помощью аппарата текстофон – телефон для глухих с целью индивидуального обслуживания на дому: с помощью текстофона, люди могут делать заказ литературы.

III. Формирование традиционных информационных ресурсов

с использованием новых технологий

Необходимо расширить работу по созданию информационных ресурсов для сопровождения программных мероприятий по работе с социально незащищёнными гражданами и удовлетворения их информационных и читательских потребностей:

— издание библиографической продукции (планы чтения, аннотированные списки литературы, тематические дайджесты, пресс-досье, информационные бюллетени, буклеты социально значимой информацией, тематические картотеки);

— создание тематических, фактографических и др. картотек

— создание и приобретение информационных баз данных и др. по основным направлениям работы с пользователями, создание информационного ресурса на сайте ЦБС;

— создание адресных баз социальных учреждений – районных, городских, краевых «Адреса милосердия», «Социальные службы города» и др.

IV. Справочно-информационная деятельность

В данном разделе планируется деятельность по удовлетворению информационных потребностей социально незащищённых граждан:

— распространение информации о предоставлении библиотеками ЦБС услуг «Электронные ресурсы», «Виртуальная справка»; выполнение справок и запросов, в т.ч. с использованием новых информационных технологий (Интернет, электронная почта, «Виртуальная справка» и др.);

— предоставление услуг правовых систем «Консультант Плюс»;

— индивидуальное и групповое информирование, например, «Социальная интеграция инвалидов», «Социальная защита населения. Социальное законодательство», «Социальное обеспечение и защита пенсионеров, ветеранов», «Знай свои права!» и др.;

— проведение мероприятий информационного характера (Дней информации, обзоров, бесед и др.); оформление постоянно и периодически действующих тематических выставок, уголков и полок, информационных стендов на социально значимые темы

V. Культурно-просветительская и досуговая деятельность

В данном разделе подразумевает проведение культурно-просветительских мероприятий и организация досуга с целью психологической реабилитации и социальной адаптации социально незащищённых слоёв населения. Планируется расширить перечень форм и методов организации досуга и мероприятий; создать клубы, творческие объединения, кружки с участием данной группы пользователей. Вовлечение особых читателей в эти неформальные объединения способствует развитию творческих способностей участников, эффективной социальной реабилитации и интеграции в местном сообществе, расширению коммуникативных связей, созданию непринужденной обстановки межличностного общения, реализации возможностей психологической разгрузки. Работа клубов и кружков создает оптимальные условия для проведения досуга, приобщения к социально-культурным ценностям, формирования культуры чтения, удовлетворения духовных потребностей пользователей библиотек.

VI. Профессиональная и моральная подготовка библиотекаря

к работе с социально незащищёнными слоями населения

Работа с социально незащищёнными гражданами сложна и требует специальных знаний и умений, коими библиотекари не владеют или владеют частично. Поэтому для достижения поставленных целей необходимо уделить особое внимание повышению квалификации сотрудников библиотек города. В рамках данной программы будет разработана подпрограмма по повышению квалификации библиотекарей в работе с социально незащищёнными пользователями библиотек. В рамках подпрограммы будут организованы встречи со специалистами, подготовлен обзор опыта российских библиотек по данному направлению.

5. Оценка социальной эффективности Программы.

Ожидаемые результаты и целевые показатели

Данную программу отличает четко выстроенная система мероприятий, полная реализация которых позволит решать проблему адаптации и социализации социально незащищённых слоёв населения с использованием возможностей социального партнерства, ресурсов информационного обеспечения, создания комфортных условий для социально незащищённых граждан и организации полноценного культурного досуга в толерантной среде местного сообщества. Также немаловажным результатом достижения поставленной цели станет востребованность услуг муниципальных библиотек города среди социально незащищённых слоев населения.

Эффективность реализации Программы будет определяться посредством следующих индикативных показателей:

— наличие положительных отзывов о деятельности библиотек по оказанию помощи в адаптации, социокультурной реабилитации, развитии творческих возможностей социально незащищённых граждан в современном обществе. Отслеживание положительного опыта через книгу отзывов, СМИ, проведение анкетирования и опроса, наличие благодарственных писем.

— увеличение числа социально незащищённой категории граждан, активно пользующихся услугами муниципальных библиотек города: ежегодный анализ статистических показателей.

— увеличение количества социально незащищённой категории граждан, активно участвующих в различных городских мероприятиях: ежегодный анализ статистических показателей).

— увеличение количества социально незащищённой категории граждан, активно участвующих в деятельности клубов, объединений, действующих при муниципальных библиотеках города: ежегодный анализ статистических показателей.

Программа носит социальный характер, поэтому результаты реализации ее мероприятий окажут влияние на различные сферы развития г. Иркутска и его населения на протяжении длительного времени.

6. Организация управления и контроля в ходе реализации проекта

При поддержке Программы Администрацией г. Иркутска, контроль над осуществлением программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств непосредственно будет осуществлять Управление культуры администрации г. Иркутска

В иных случаях контроль осуществляет администрация МУК «ЦБС г. Иркутска» — директор и заместители.

Методическую помощь в реализации программных мероприятий по разделам оказывают следующие специалисты ЦБС г. Иркутска:

По разделу I – специалисты отдела комплектования фонда документов ЦБС;

по разделам III и IV – специалисты информационно-библиографического отдела;

по разделам V и VI – специалисты организационно-методических отделов по библиотечному обслуживанию и работе с детьми и юношеством..

Реализацию программных мероприятий по работе с социально-незащищёнными категориями граждан осуществляют специалисты библиотек МУК «ЦБС г. Иркутска»

Заключение

Данная программа ежегодно по окончанию каждого этапа будет дорабатываться и дополнятся уточненными планами мероприятий.

После первого этапа к Программе будут приложены результаты исследований, составлена схема социального партнерства и разработан уточненный план действий второго этапа. После реализации второго этапа к Программе будут приложены договоры о социальном партнёрстве, планы мероприятий по работе с социально незащищенными категориями граждан. На третьем этапе ежегодно будут составляться и уточнятся планы мероприятий по работе с социально незащищенными категориями граждан.

Руководство по организации работы по Программе

на 2011 год

Первый этап — 1 – 2 кварталы 2011 г. – исследовательский

Эффективность социализирующей деятельности зависит от правильно выбранных методов, которые будут работать в конкретном культурном и социальном пространстве. Поэтому важно знать социально-культурную среду своего города.

В первую очередь необходимо выявить категорию социально незащищённых граждан, которые уже являются пользователями вашей библиотеки, разбить их по группам, составить «Социальную картотеку» пользователей, которая будет пополняться в процессе реализации программы.

Каждому структурному подразделению на данном этапе необходимо изучить среду микрорайона с целью выявления социальных, образовательных, досуговых и других организаций и учреждений, так или иначе работающих с данной категорией граждан. После выявления учреждений, занимающихся проблемами социально незащищенных слоев населения, необходимо провести переговоры с ними на предмет заключения договоров о совместной деятельности по работе с социально незащищённой категорией граждан.

Организация любого дела начинается и развивается при условии изучения потребностей потенциальных и реальных пользователей, непременного и регулярного мониторинга библиотечного обслуживания, групп и особых категорий населения. На данном этапе так же необходимо провести исследования по выявлению потенциальных особых пользователей библиотек в микрорайоне обслуживания, либо в близь лежащих районах (детские дома, школы-интернаты, советы ветеранов).

Совместно с партнерами (учреждения, с которыми достигнуто соглашение о совместной деятельности и/или заключены договоры) выйти на данную категорию потенциальных пользователей с предложениями услуг библиотеки, наладить с ними контакты.

Среди выявленных пользователей необходимо провести опросы на предмет востребованности библиотечных услуг и по выявлению их читательских, информационных и других потребностей, которые может удовлетворять библиотека.

Из опыта осуществления социологических исследований в библиотеках России:

  • «Эффективность библиотечного обслуживания людей с ограниченными возможностями» (Великолукская центральная районная библиотека)
  •  «Изучение потребностей слабовидящих пользователей на материалы периодических изданий» (Централизованная библиотечная система г. Мурома)
  • «Изучение потребностей людей с ограниченными возможности в библиотечно-информационном обслуживании» (Городская библиотека г. Медвежьегорска)
  •  «Библиотека в жизни детей с ограниченными физическими возможностями» (ЦГБ им. Н. К. Крупской г. Тамбова)
  • «Роль новых технологий в получении информации инвалидами по зрению» (Межпоселенческая центральная библиотека г. Унеча)
  • «Книга в жизни пожилого человека» (Дубровская ЦБС)
  • «Что для вас значит библиотека?» (Специальная библиотека для незрячих и слабовидящих г. Рубцовска)
  • «Комфортная библиотека глазами пользователей» (Сахалинская областная универсальная научная библиотека) и др.

Исследование можно провести любыми удобными методами,например: анкетирование, индивидуальный опрос и др.

Проанализировать все исследования и определиться: с какой категорией социально незащищённых граждан будет работать библиотека, какие направления, формы и методы в работе с ними будут использоваться на 3 этапе реализации Программы.

По окончании первого этапа во время сдачи статистических отчетов за 1 полугодие 2011 г. необходимо подать сведения о результатах проведенных исследований.

В сведениях должны быть отражены:

— результаты выявления пользователей библиотек, относящихся к социально незащищённым гражданам (группы, количество в группах.) Например:

1. Пенсионеры — ___человек.

2. Многодетные семьи — _______ семей.

3. Инвалиды — ______ человек и т.д.

— результаты исследования по выявлению организаций и учреждений, занимающихся проблемами социально незащищенных слоев населения, в районе —

— результаты исследования по выявлению социально незащищенных слоев населения в районе.

— результаты опросов потенциальных пользователей социально незащищённых групп на предмет востребованности услуг библиотек, читательских, информационных, досуговых потребностей.

А так же предоставить иные результаты исследований, не перечисленные выше, но организованные Вами.

Второй этап — 3 – 4 кварталы 2011 г. – организационный

На втором этапе данной Программы будут:

— заключены договоры социального партнерства с организациями и учреждениями, которые заинтересовались и откликнулись на ваши предложения и совместно с которыми библиотеки будут осуществлять поставленные перед ними цели и задачи;

— определена стратегия дальнейшей деятельности каждой библиотеки в работе с социально незащищёнными гражданами и составлены планы работы по основным направлениям деятельности в соответствии с разделами Программы;

— ознакомлены с планами реальных и потенциальных пользователей библиотек из социально незащищённой группы населения.

По окончании 2 этапа Программы (во время сдачи годовых отчетов и планов) необходимо подать сведения и наработанные материалы второго этапа Программы: отражены: копии заключенных договоров и соглашений, планы работы с социально незащищёнными гражданами в рамках 3-го этапа Программы, перечень привлеченных граждан и/или групп граждан к обслуживанию в библиотеках.

Третий этап — 2012 – 2016 – этап реализации плановых мероприятий

Третий этап программы является заключительным и основным. Здесь будут реализовываться мероприятия, запланированные на втором этапе одновременно по всем разделам программы.

Категории социально незащищённых граждан

Инвалиды («особые читатели/дети», люди/дети с ограниченными возможностями здоровья):
Нарушения зрения
Нарушения речи
Нарушения слуха
Глухонемые Психические нарушения Олигофрены Синдром Дауна Аутизм
Заболевания опорно-двигательного аппарата Детский церебральный паралич
Аллергики Сердечно — сосудистые заболевания
Астматики
Сахарный диабет
Родители инвалидов
Пенсионеры
Безработные
Малообеспеченные семьи
Многодетные семьи
Матери одиночки
Дети-сироты
Дети из неблагополучных семей
Переселенцы
Мигранты
Приезжие студенты
Другие категории
Социальное партнерство

Координация работы ЦБС с городскими службами социальной помощи населению и другими организациями, которые занимаются проблемами социально незащищённой категории населения, поможет не только выявить людей, нуждающихся в помощи, участии и определить круг работы с ними, но и организовать на должном уровне работу с ними

Отделы социальной защиты населения
Детские и взрослые поликлиники
Комиссии, инспекторы при отделах милиции по делам несовершеннолетних
Органы власти (Муниципалитеты, управы)
Советы ветеранов
Общества инвалидов
Районные отделы социального обеспечения
Родители
Центр социальной адаптации детей-инвалидов
Центры реабилитации (разного профиля)
Общеобразовательные школы
Классы коррекции в общеобразовательных школах
Специализированные школы
Коррекционные общеобразовательные школы
Интернаты
Детские дома
Коррекционные детские дома
Приюты
Группы коррекции в детских садах (логопедические)
Центры занятости
Центры психологической помощи
Благотворительные фонды
Дома детского творчества
Художественные и музыкальные школы
Волонтёры
Коллеги из библиотек других ведомств
и другие учреждения и организации
Основные ресурсы библиотек

для работы с социально незащищёнными гражданами

Традиционные носители информации

Книги. Рекомендация: при покупке художественной литературы рекомендуем приобретать книги по направлению «Особые герои — инвалиды», в последствие организуя выставки с одноименным названием. Список литературы имеется в ОМО ДиЮ;

Периодические издания: «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии» «Защити меня», «Здоровье школьника», «Начальная школа», «Русский инвалид», «Библиотека в школе», «Воспитание школьников», «Дефектология», «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Педагогика», «Психология», «Читаем, учимся, играем», «Библиотека в школе», «Здоровье детей» и «Школьный психолог» (приложения к газете «Первое сентября»), журнал «Коррекционная педагогика», газета «Надежда». Данная периодика необходима не только для данной категории читателей, но и даёт возможность заниматься самообразованием, повышать свой профессиональный уровень по обслуживанию читателей-детей с ограниченными возможностями здоровья.

Современные носители информации

Аудио-видео материалы
Мультимедиа
«Говорящие книги» — специальное предложение для слабовидящих людей. Сберегая время и драгоценное зрение, теперь можно получить информацию простым и естественным путем. Классика, фантастика, детективы, история, учебники — на аудиокассетах и дисках.

Специализированные ресурсы

Как известно, слепота относится к наиболее тяжелым формам инвалидности, поскольку влечет за собой самые серьезные ограничения в жизнедеятельности. Слепые и слабовидящие люди нуждаются в изданиях специальных форматов, в специальных технических средствах, в особых услугах, способах предоставления информации и т.д.

«говорящие» книги – книги, которые являются одним из доступных видов изданий и могут использоваться в работе не только с инвалидами по зрению, но и другими категориями инвалидов, испытывающих трудности при чтении обычных текстов;
крупношрифтовые издания также доступны для всех групп читателей,
как детей, так и взрослых;

рельефно-точечные издания — шрифт Брайля;
настольные игры;
дидактические материалы;
игровые уголки, комнаты, комфортные зоны.
Электронные информационные ресурсы ЦБС
Интернет
Сайт ЦБС
Электронный каталог
Картотека «Краеведение»
База данных «Статья»
«Виртуальная справка»

Формы и методы работы

с социально незащищёнными слоями населения

Социальное партнерство с общественными и иными организациями, занимающимися проблемами социально незащищенными слоями населения.

Например:

Сотрудничество с Областной библиотекой для слепых может заключаться в следующем:

  •  Обслуживание читателей публичных библиотек через межбиблиотечный абонемент
  • Помощь в комплектовании фондов публичных библиотек
  • Проведение профессиональных встреч с участием публичных библиотек: конференции, семинары, круглые столы
  • Участие специальных библиотек в проведении мероприятий на базе публичных библиотек
  • Методическое руководство
  • Выполнение информационных запросов повышенной сложности
  • Консультационная помощь библиотекарям по различным вопросам обслуживания людей с ограниченными физическими возможностями
  • Предоставление специальными библиотеками технических средств на договорной основе
  • Участие в клубной работе библиотек
  • Создание и реализация совместных проектов в области обслуживания людей с ограничениями посредством традиционных и инновационных библиотечных технологий
  • Обобщение работы региона по обслуживанию читателей-инвалидов
  • Предоставление библиографических и информационных изданий
  • Помощь в разработке (или предоставление) нормативных документов
  • Информационное обеспечение деятельности в работе с особыми пользователями

Для многих людей с ограниченными возможностями книга является единственным окном в большой мир и библиотекам под силу оказать им помощь в обретении частички утраченных радостей жизни. Библиотеки являются центрами социальной информации, определяя информационное обслуживание как приоритетное направление. Используемые формы информационной работы предоставляют пользователям возможность изучать информационные ресурсы библиотек, знакомиться с новинками изданий социальной направленности, самостоятельно их просматривать и выбирать.

В демократическом обществе всеобщий доступ к новым информационным технологиям является общественным благом, доступ в Интернет можно сравнить с ролью бесплатных и общедоступных библиотек, а возможность свободно им пользоваться становится фактором, позволяющим добиться как повышения уровня социальной интеграции, так и обеспечения гражданских свобод.

Предоставление ресурсов Интернет бесплатно всем жителям города позволяет группам людей с ограниченными возможностями и социально незащищенным гражданам чувствовать себя полноценными, быть более самостоятельными и независимыми в получении информации, образования. Для данной группы пользователей можно проводить бесплатное индивидуальное обучение основам навигации в Интернет. Кроме того, можно оказывать помощь, выполняя справки с использованием ресурсов секторов электронной информации муниципальных библиотек, оказывать услуги электронной почты, электронной доставки документов и сканирование.

  • Предоставление услуг правовых систем «Консультант Плюс».
  • Оборудование компьютерного места для пользователей из малообеспеченных семей и лиц, с ограничениями в жизнедеятельности.
  • Распространение информации о предоставлении библиотек ЦБС услуг «Электронные ресурсы», «Виртуальная справка».
  • Издание электронной библиографической или полнотекстовой баз данных «Инвалид. Право. Общество», содержащих официальные и местные документы по данному аспекту.
  • Создание адресных баз социальных учреждений – районных, городских, краевых- «Адреса милосердия», «Социальные службы города».
  •  Издание информационно-библиографических пособий. Издание дайджестов, информационных бюллетеней, буклетов, содержащих социально значимую информацию.
  • Индивидуальное и групповое информирование, например, «Социальная интеграция инвалидов», «Социальная защита населения. Социальное законодательство», «Социальное обеспечение и защита пенсионеров, ветеранов», «Знай свои права!», «Ваша пенсия – ваша забота», «Социальные вопросы», «Пенсионное право», «Социальные пенсии», «Права инвалидов» и др.
  • Дни информации, например, «Социальные гарантии для вас».
  • Открытые тематические просмотры, например, «Правовая неотложка», «Когда в семье ребенок-инвалид».
  • Постоянно действующие и периодические тематические выставки, например, «Социальная защита населения», «Пенсия. Льготы», «Инвалид. Право. Общество».
  •  Тематические уголки и полки, например, «В помощь инвалидам», «Социальная защита».
  • Представление социально значимой информации на информационных стендах библиотек.
  • Выполнение справок и запросов.
  • Тематические, фактографические картотеки «Куда обратиться, если…». Например, в картотеке «Полезная информация для вас» выделить рубрики «Все о льготах, пособиях, пенсиях», «Новое в лекарственном обеспечении» и другие.
  • Обслуживание социально незащищённых граждан в общем читательском потоке
  • Формуляры помечаются специальными цветными индикаторами или выделяются в отдельную группу (например, 03).
  • Предоставление льготы на внеочередное обслуживание в СЭИ, получение книг и периодических изданий.
  • Льготы на платные услуги (снижение стоимости либо бесплатно оказание платных услуг).
  • Заказ книг по телефону.
  • Услуги библиотеки через Интернет и электронную почту.
  • Книгоношество. Обслуживание инвалидов и одиноких пенсионеров на дому. Обычно связь поддерживается по телефону или с помощью открыток-заказов или электронной почты.
  • Для обслуживания на дому можно привлекать волонтеров из среды молодежи и постоянных пользователей библиотеки.

Безработные граждане

Известно, что оказавшиеся в зрелом и трудоспособном возрасте без работы люди испытывают настоящий шок и получают психологические травмы. У библиотек есть возможность оказывать помощь таким гражданам, проводя индивидуальные беседы, анкетирование с целью выявления их читательских интересов и проблем. С целью психологической и профессиональной реабилитации безработных библиотеки могут налаживать контакт с Центром занятости населения, размещать информацию на стендах в библиотеках, издавать буклеты с перечнем сайтов, газет и др., где можно найти информацию о работе, наполнять папки по основам поиска работы и путеводители по миру профессий, выпускать листовки с советами профессионалов.

Работа с пожилыми людьми

Одна из многочисленных категорий читателей библиотек — пенсионеры. И им в первую очередь нужна не только и не столько информация, сколько простое человеческое участие, общение. Ведь самая большая человеческая драма — равнодушие, неумение или нежелание дать частицу своей души другому. Именно поэтому перед библиотекарями стоит не менее важная задача, чем предоставление информации, а именно — организация досуга и общения для людей старшего поколения. В библиотеках предлагается использование следующих форм работы:

  • празднования Дня или Декады инвалида, Дня пожилого человека, Дня Матери,
  • проведение вечеров старинных песен и романсов,
  • организация индивидуальных выставок творчества пожилых людей (рукоделие, фотовыставки, художественные выставки, декоративно-прикладное творчество, вечера литературного творчества) с целью дать почувствовать себя нужным, социально востребованным,
  • встречи и консультации со специалистами,
  • познавательные беседы,
  • литературно-музыкальные встречи,
  • тематические вечера,
  • вечера поэзии,
  • часы здоровья,
  • выставочные экспозиции литературы,
  • праздничные мероприятия,
  • конкурсы и викторины,

Опыт работы библиотек России показал, что в работе с пожилыми людьми хорошо себя зарекомендовала клубная работа. Задачей клубов является организация конкурсных программ, вечеров, чайных посиделок к праздникам, проведение мероприятий по укреплению здоровья людей старшего поколения, советы докторов и информация об укреплении здоровья. Доброе участие и полезные советы библиотекарей могут вернуть отчаявшегося человека к полноценной жизни. Пора старости и жизненных невзгод приходит столь неожиданно, что человек оказывается просто не готов к ней, внезапно случившиеся перемены в жизни иногда приводят к тому, что уже без посторонней помощи не обойтись и тогда человеку нужна серьезная поддержка и помощь, мобилизация скрытых резервов организма. И тут на помощь может прийти чуткое сердце и доброе слово библиотекаря. Ведь дать почувствовать человеку его нужность, подарить в нужный момент просто теплое слово или улыбку — это уже особый дар и талант.

Формы работы с читателями, имеющими ограничения в здоровье

Формы, применяемые библиотеками в работе с инвалидами, рассчитаны не только на индивидуальную помощь каждому читателю. Они ориентированы на организацию неформального общения и такого досуга, который помог бы читателю-инвалиду преодолеть или предотвратить чувство собственной неполноценности.

Организуя массовые мероприятия для инвалидов, библиотеки способствует их межличностному общению, взаимоподдержке. При этом отмечается, что библиотеки в общении не должны проводить никакой грани между инвалидами и другими пользователями. Поэтому все, что бы ни проводилось в библиотеках, становится достоянием всех желающих, в т.ч. и инвалидов. Читатели-инвалиды могут приглашаться на все мероприятия, проводимые библиотеками. При проведении мероприятий очень важно относиться к читателям-инвалидам как к равноправным участникам, не акцентируя внимания аудитории на их присутствии. Однако организаторам следует помнить о специфике различных категорий инвалидов.

Наиболее распространенным направлением культурно-досуговой деятельности библиотек является создание клубов, творческих объединений, кружков. Вовлечение лиц с ограниченными возможностями в эти неформальные объединения способствует развитию творческих способностей участников, эффективной социальной реабилитации и интеграции в местном сообществе, расширению коммуникативных связей, созданию непринужденной обстановки межличностного общения, реализации возможностей психологической разгрузки. Работа клубов и кружков создает оптимальные условия для проведения досуга, приобщения к социально-культурным ценностям, формирования культуры чтения, удовлетворения духовных потребностей пользователей библиотек, среди которых инвалиды, люди пожилого возраста, дети с различными формами физических ограничений. В библиотеках можно создавать клубы, объединяющие инвалидов (или другие категории социально незащищенных слоев населения) или особых пользователей вовлекать в работу действующих клубов по интересам.

Проводя различные мероприятия по интеграции детей с ограниченными возможностями в среду здоровых сверстников можно пользоваться одним из методов — привлечение детей-инвалидов к работе клубов по интересам и библиотечным конкурсам. Дети-инвалиды получают приглашение принять участие в городских конкурсах детского творчества. Их творческие работы расцениваются на общих основаниях, не делаются никакие скидки. И это верный подход — особый ребенок должен почувствовать себя равным с другими сверстниками, чтобы не закрепилась потребительская черта в характере — мне все должны уступать, потому что я инвалид.

Творческие фестивали как форма презентации достижений людей с ограниченными возможностями. Многие библиотеки ставят перед собой задачу развития творческих способностей и помощи в творческой самореализации читателей-инвалидов (всех возрастов) и с успехом ее выполняют. Следует подчеркнуть, что основная задача терапии творчеством состоит не столько в восстановлении утраченных функций организма и приобщении к труду, сколько в восстановлении индивидуальной и общественной ценности инвалидов. Включение инвалидов в различные виды художественного, технического и прикладного видов творчества расширяют их коммуникативные связи, возможности интеллектуального и физического развития. Стимулировать творческую активность читателей помогают разного рода выставки, устраиваемые в библиотеках и раскрывающие таланты ее читателей.

В работе с особыми читателями так же можно использовать и другие формы работы, учитывая специфику данной категории читателей

  • беседы,
  • громкие чтения,
  • викторины,
  • праздники,
  • экскурсии,
  • театрализованные представления,
  • устные журналы,
  • обзоры,
  • обзоры новой литературы,
  • утренники,
  • чаепития,
  • конкурсы чтецов,
  • конкурсы рисунков и поделок,
  • встречи с писателями,
  • тематические литературные вечера,
  • спектакли,
  • специальные кружки для особых детей,
  • регулярные выставки творчества особых детей,
  • благотворительные акции и подбор литературы в дар,
  • обучение компьютерной грамотности,
  • творческие фестивали инвалидов,
  • уроки доброты,
  • встречи с людьми, чья жизнь стала доказательством того, что можно добиться значительных успехов, преодолев недуги
  • индивидуальное обслуживание, «Домашний абонемент»: посещения на дому, поздравление с праздничными и юбилейными датами
  • сотрудничество с психологами для проведения тренингов, бесед, развивающих игр (индивидуально и в группах)
  •  «Акция милосердия»: поздравление детей-инвалидов в рамках проведения ежегодного Фестиваля детской и юношеской книги
  • Для слепых и слабовидящих организовать громкие чтения, создать кружки громкого чтения, что позволит посредством живого слова донести интересующую информацию тем, кто не может воспользоваться печатными источниками.

Формы работы с родителями детей с ограниченными возможностями

Работа с детьми с ограниченными возможностями невозможна без контакта с их семьями.

  • Консультации по выбору книг
  • Индивидуальные беседы
  • Выделен специальный фонд
  • Приглашения на мероприятия
  • Приоритетное обслуживание
  • Беседы психолога
  • Консультации врачей
  • Консультации юриста
  • Информационные дни для родителей
  • Информационные стенды
  • Выставки книг и периодических изданий
  • Обзоры новой литературы
  • Рекомендательные списки и указатели литературы
  • Круглые столы с участием библиотекарей, психологов, педагогов
  • Клубная работа

Посещение на дому (книгоношество с привлечением родственников (семейный формуляр) или волонтёров)

 

Организации, 
оказывающие социальную помощь населению в городе Иркутске

1. «Воля». Реабилитационный центр для наркозависимых
Иркутск, ул. Свердлова, 35, оф. 11. +7 (3952) 20-20-52

2. Главное управление социальной защиты населения администрации Иркутской области
Иркутск, ул. Канадзавы, 2. +7 (3952) 33-31-91

3. Департамент социальной защиты населения в Главном управлении социальной защиты населения Иркутской области по Иркутскому району
Иркутск, ул. Тимирязева, 32. +7 (3952) 29-01-24

4. Департамент социальной защиты населения в Главном управлении социальной защиты населения Иркутской области по Кировскому и Куйбышевскому району
Иркутск, ул. Марата, 14. +7 (3952) 24-34-82

5. Департамент социальной защиты населения в Главном управлении социальной защиты населения Иркутской области по Октябрьскому административному округу
Иркутск, ул. Донская, 8, +7 (3952) 51-27-24

6. Департамент социальной защиты населения в Главном управлении социальной защиты населения Иркутской области по Свердловскому административному округу
Иркутск, бул. Рябикова, 22 б. +7 (3952) 30-10-32

7. Управление департамента социальной защиты населения Иркутской области по Ленинскому району г. Иркутска
Иркутск, ул. Розы Люксембург, 150
+7 (3952) 44-82-86, +7 (3952) 44-83-61, 
sobes.admirk.ru

8. Комплексный центр социального обслуживания населения
Иркутск, ул. Рабочего Штаба, 47. +7 (3952) 77-79-46

9. Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Департамента социальной защиты населения Иркутской области
Иркутск, ул. Маршала Конева, 86. +7 (3952) 30-73-89, +7 (3952) 30-13-96

10. «Семейная усадьба». Реабилитационный центр общества инвалидов
Иркутск, ул. Чайковского, 4. +7 (3952) 38-04-62

11. Служба экстренной психологической помощи комплексного Центра социального обслуживания .Телефон доверия
Иркутск, ул. Рабочего Штаба, 47. +7 (3952) 77-90-72

12. Социально-пенсионное агентство Иртас-Сервис
Иркутск, ул. Декабрьских Событий, 57, оф. 902. +7 (3952) 20-99-35

13. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Иркутска
Иркутск, ул. Крымская, 33 а. +7 (3952) 37-38-65

14. Управление здравоохранения и социальной помощи населению комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска. Отдел социальной помощи
Иркутск, ул. Киевская, 2. +7 (3952) 21-71-68

15. Центр психолого-медико-социального сопровождения
Иркутск, ул. Пискунова, 42. +7 (3952) 70-09-50, +7 (3952) 22-93-28

16. Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции
Иркутск, ул. Театральная, 21. +7 (3952) 46-91-44

17. Центр профилактики наркомании
Иркутск, ул. Академическая, 74, оф. 219 +7 (3952) 42-52-74, +7 (3952) 42-83-64

 

Юлия Кулешова
зам. директора ЦБС по работе с детьми и юношеством
12.01.2011