Святитель Иннокентий митрополит Московский

Иннокентий (Вениаминов Иван Евсеевич) родился 26 августа (старого стиля) 1797 года в селе Ангинском Иркутской губернии в семье пономаря местного храма Евсевия Попова и был назван Иоанном.  Когда мальчику было шесть лет, умер отец, и его взял на воспитание брат отца – диакон того же храма.

Мальчик был очень способный в учении, и в 1806 году девятилетним мальчиком был определен в Иркутскую Духовную семинарию, в которой пробыл свыше 11 лет. При перемене неблагозвучных или одинаковых фамилий, что часто практиковалось в то время в семинариях, Иоанн Попов получил фамилию Вениаминов в честь скончавшегося в то время епископа Иркутского Вениамина, известного своей просвещенностью и величественной наружностью.

В 1817 году Иоанн Вениаминов вступил в брак и был посвящен в диаконы Иркутской Благовещенской церкви, в 1821 был рукоположен во священника той же церкви.

26503

Но киного рода деятельности предназначен был Иоанн. В 1823 году Иркутский епископ Михаил получил предписание от Святейшего Синода выделить священника для отправки на Алеутские острова. Епископ Михаил был в полном затруднении, не зная кого отправить в  Америку, как вдруг является к нему Иоанн Вениаминов с выражением желанием ехать.

Приехав на остров Уналашка, первой заботой Иоанна была построение храма, что, однако оказалось делом нелегким, так как никто их алеутов работать не умел, и Иоанну пришлось предварительно обучать их плотничному, столярному и другим ремеслам.  В построенном храме многое, как например престол и иконостас, были сделаны руками самого Иоанна. Только построив храм и усвоив язык,  он мог успешно вести свою миссионерскую деятельность. Помимо Уналашки, постоянно посещал и другие острова для наставления своей паствы и для проповеди Слова Божия некрещенным. Для местных жителей священник Иоанн открыл воскресные и церковноприходские школы, больницы, богадельни, сиротский дом, помогал строить удобные деревянные жилища. Освоил алеутский язык, создал алеутский алфавит на кириллической основе. Перевел на алеутский язык  «Начатки христианского учения, или Краткую священную историю, и Краткий катехизис». Перевел Евангелие от Матфея и составил алеутский букварь. Открыл в Уналашке школу для мальчиков, где не только сам преподавал, но и составил все учебники. За успешные пасторские труды был награжден наперсным крестом и переведен в Новоархангельск – административный центр Русской Америки.

76

На острове Ситхе ему пришлось столкнуться с колошами (народом индейского  происхождения). О проповеди христианства среди них не было и речи, так как колоши к русским относились с большим подозрением. Но на острове началась эпидемия оспы. Священник Иоанн призывал колошей делать прививки, чем не только спас, но и подвиг многих из них к обращению в Православие. За время пребывания на острове Иоанном Вениаминовым была написана книжка «Замечания о колошском и кадьякском и отчасти о прочих наречиях в Российско-Американских владениях», которая много внесла нового в науку.  После 15-летнего пребывания  в Северной Америке  Иоанн отправился в С-Петербург, чтобы ходатайствовать перед Синодом об организации в Северной Америке постоянной миссии и о разрешении печатать собственные переводы священных книг на алеутский язык. Прибыв в Петербург, священник заинтересовал членов Синода, которые оказали ему полное содействие. Святейший Синод постановил увеличить штат священно- и церковнослужителей в американских владениях России и дал разрешение печатать переводы. Особенно благоприятным было знакомство с Московским Митрополитом Филаретом, который полюбил его и оказывал ему помощь до самой своей кончины. В 1839 году Вениаминов был возведен в сан протоирея.

Уезжая в С-Петербург, он свою семью отправил в Иркутск на родину.  Будучи там  он получает известие о кончине своей жены. Иоанн подает прошение о пострижении в монашество. Постриг был совершен 29 ноября 1840 года с наречением имени Иннокентия в честь ИркутскогоСвятителя Иннокентия (Кульчинского).  На другой день (30 ноября) иеромонах Иннокентий был возведен в сан архимандрита. 1 декабря состоялась аудиенция Иннокентия у императора Николая  I, который сообщил об учреждении отдельной Камчатской епархии и решил назначить Иннокентия епископом Камчатским, Курильским и Алеутским. Его посвящение состоялось 15 декабря 1840 года.

img1091_17248

Вернувшись а Америку, епископ продолжал свою миссионерскую работу. Его епархия была чрезвычайно обширной и распространялась на многочисленные народы: якутов, чукчей, тунгусов, камчадалов, коряков и др.Помимо проповеди и наставлений в Законе Божием, епископ Иннокентий предписывал миссионерам учит детей и всех желающих грамоте, как на местном, так и на русском языке, что население делало очень охотно, и туземцев стала выше, чем грамотность населения коренной России.Благотворное влияние Церкви на туземцев и их тяготение к России отмечалось в американском парламенте уже после того, как наши американские владения отошли к Соединенным Штатам. На прениях один из депутатов сказал, что русское правительство и русское духовенство из дикарей сделало христиан, из невежд образованных, и до сих пор еще лучи христианского света доходят до Аляски не из Вашингтона, а к стыду нашему, из Петербурга и из Москвы.

За свою плодотворную миссионерскую деятельность среди народов далекой окраины России епископ Иннокентий в 1850 году был возведен в сан архиепископа.

Во время своих путешествий по материку архиепископ Иннокентий бывал также и у якутов и тунгусов, входивших в состав Иркутской епархии, но за отдаленностью никогда не посещавшихся своими архипастырями. Архиепископ Иннокентий был знаком с этими народами еще с детства, когда он сталкивался с ними у себя на родине в селе Ангинском и в Иркутске. В результате его попечений об этих народах Якутская епархия была отчислена от Иркутской и присоединена к Камчатской. В связи с этим архиепископ Иннокентий вскоре перенес свое постоянное местопребывание в Якутск.26 декабря 1852 года Синод распорядился о переводе архиерейской кафедры из Новоархангельска в Якутск.

114

11 сентября 1853 года Иннокентий прибыл на место новой резиденции в Якутске, вступил в управление Спасским монастырем.

Новые миссионерские труды предстояли здесь архиепископу Иннокентию. Он принялся немедленно за просвещение страны, открывал храмы и часовни. Так,9 мая 1858 года вместе с Муравьевым-Амурским в казачьей станице Усть-Зейской  заложил церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. По инициативе Иннокентия станица была переименована в Благовещенск, это стало началом основания города.            А священные и богослужебные книги переводил на якутский язык, и 19 июля 1859 года  в Якутском Троицком соборе было впервые совершено богослужение на якутском языке. Якуты это событие встретили как настоящий праздник и в дальнейшем стали охотно учиться грамоте на родном языке. Кроме, якутского, одновременно делались переводы и на тунгусский язык.

Миссионерское рвение архиепископа Иннокентия простиралось и на более отдаленные народы, живущие по Амуру и даже за границей Китая. Как человек преданный Родине и близко принимавший к сердцу ее интересы и величие, Иннокентий проявил большую заботу о благоприятном для России разрешении Амурского вопроса. 16 мая 1958 года между Россией и Китаем был заключен  Айгунский  договор, согласно которому земли Амурского края переходили к России.  Участвовал в разработке Пекинского договора, подписанного 2 ноября 1860 года и закрепившего за Россией Уссурийского края.

Иннокентий поддерживал реформаторские начинания правительства АлександраII, в том числе отмену крепостного права, призывал уменьшить влияние светской бюрократии на дела церковные, укрепить авторитет архиереев и укрепить их власть. Положительно оценил факт продажи США русских владений, видел в этом путь Провидения к утверждению православия в Америке.  4 апреля 1865 года был назначен членом Синода.

дом инн

В настоящее время планируется создать в селе Анга Качугского района Культурно-просветительский центр. На родине святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского, апостола Сибири и Америки уже сейчас полным ходом идет строительство православного храма. В середине июля там состоялось знаковое событие – освящение и установка крестов на куполах церкви. А в существующем домике в Анге открыт музей.

Несмотря на бодрость и энергию архиепископа Иннокентия, его годы все же давали о себе знать. Он начал терять зрение. Нездоровье побуждало уйти на покой. Но не к отдохновению от трудов, а к новой деятельности готовил архиепископа Промысел Божий. 19 ноября 1867 года скончался Московский Митрополит Филарет и приемником его был назначен  архиепископ Иннокентий. После усердной молитвы, с преданностью воле Божьей, принял архиепископ Иннокентий это назначение и вскоре, простившись со своей паствой, отправился в Москву. Но и здесь, будучи Московским Митрополитом, Иннокентий остался верен своему миссионерскому призванию и во время присутствий в Святейшем Синоде много заботился о помощи миссионерскому делу.

Болезнь глаз, от которой Митрополит Иннокентий страдал в Сибири,  привела его к почти полной слепоте. Тяготясь своей болезни, Иннокентий дважды ходатайствовал об увольнении на покой. Однако его просьбы были отклонены. С некоторого времени ему пришлось отказаться от личных поездок по епархии, которые теперь делали за него его викарии. С середины 1878 года Митрополит Иннокентий почти непрерывно хворал. На Страстной неделе, почувствовал приближение кончины, он попросил его пособоровать. Последний раз приобщался в Великий Четверг. Скончался он в Великую Субботу, 31 марта 1879 года. Перед кончиной он просил. Чтобы при его погребении никаких речей не было, и чтобы лишь викарий, Преосвященный Амвросий сказал слова на текст: «От господа стопы человеку исправляются» (Пс. 36,23). Этими словами псалма, лучше всего выражающими жизнь Митрополита Иннокентия. Погребен рядом  с могилой святого Филарета в церкви во имя Филарета Милостивого Троице-Сергиевой лавры.

дом музей свят. инн

В марте 1974 года Священный Синод Православной Церкви в Америке обратился к Священному Синоду РПЦ с просьбой о канонизации Иннокентия. 6 октября 1977 года Иннокентий был причислен к лику святых.

Иннокентий был награжден орденами св. Анны 3-й (1835) и 2-й (1840) степени, св. Александра Невского (1856) и алмазными знаками к нему (1862), св. Владимира 1-й степени (1867), св. Андрея Первозванного (1872).  В 1846 году избран членом-сотрудником, а в 1868 году – почетным членом Русского географического общества, в 1868 году – почетным членом Московского университета, 1869 году – почетным попечителем Общества любителей духовного просвещения и почетным членом общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете.

 

Рекомендуемая литература:

  1. И. В. Калинина «Православные храмы Иркутской епархииXXVII– начало XXвека ». Альбом посвящен 2000-летию христианства. Москва. «ГАЛЛАР». 2000, с. 176-177
  2. Православная энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Том XXIIИкона – Иннокентий. ЦНЦ «Православная энциклопедия».с.707-716
  3. Святитель Иннокентий Митрополит Московский. Житие. Канон. Иркутск, 2007 г.

 

 

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

WP-SpamFree by Pole Position Marketing