У истоков града Иркутского: старинные храмы

Храмы Иркутска. С незапамятных времен они служили украшением города, создавали его неповторимый силуэт, возвышаясь остроконечными пиками куполов над скатными крышами невысоких деревянных домишек, добротных купеческих и мещанских усадеб, строениями образовательных, торговых и других присутственных заведений, коих в прежние времена в  Иркутске всегда было предостаточно.

И в те времена иркутяне из любой точки города могли видеть золотые купола церквей. Храмов в XIX – начале  XX века было в Иркутске более тридцати. Не всем им суждено было шагнуть в наш современный век. Стихийные бедствия – пожары и землетрясения – безжалостно разрушали прекрасные архитектурные строения. Но более всего пострадали культовые сооружения в первой половине XX столетия от обрушившегося на них шквала антирелигиозного движения.  Не устоял в августе 1932 года, дрогнул после третьего взрыва (по другим сведениям, после пятого) Казанский кафедральный собор, прослуживший городу недолгих сорок лет. Но он навсегда вошел в память современников и в историю иркутской архитектуры как величественный монументальный храм, один из лучших созданий иркутских мастеров. Расположенный на главной городской площади, где в прошлые века была сосредоточена более оживленная  жизнь города, храм служил не только культовым, но и общественно-политическим центром притяжения. На площади перед ним устраивались массовые шествия, празднества, зимой заливался каток для катания на коньках и санках.

После выравнивания оставшихся руин собора на Тихвинской площади уровень ее стал выше почти на метр. Вскоре Тихвинская площадь получила название III Интернационала. Ныне – сквер имени Кирова. На месте разрушенной православной святыни был поставлен  Дом Советов, который получил в народе название «серый дом». На месте алтаря разрушенного Казанского кафедрального собора в наши дни восстановлена одна из часовен собора. Она напоминает о былой красоте и величии храма.

Не сохранился и храм Тихвинский, перезвоном своих колоколов вторивший когда-то Казанскому собору и споривший с ним позолоченным блеском крестов и роскошью своих настенных росписей.  Именно в честь храма Тихвинского долгое время называлась центральная площадь города и примыкающая к ней улица (Сухэ-Батора). Площадь в разные десятилетия носила имена: Кремлёвская, Соборная, Гостинодворская, Графа Сперанского и т. д. Но название Тихвинская прижилось в народе более всего.  Иркутская летопись сообщала, что в XIX в. церковь Тихвинской иконы Божией Матери  была одной из самых богатых в городе. Она  была закрыта в 1932 году и вскоре снесена с лица иркутской земли. В 2016 году, юбилейном от даты основания Иркутска, часть площади перед зданием «Востсибугля» получила свое историческое название – Тихвинская, в честь стоящего прежде на этом месте православного храма.

Только в центральной части города были уничтожены такие великолепные храмы, как Чудотворский, Благовещенский, Успенский, лютеранская кирха…. Улицы, до повсеместного их переименования в годы революционных «преобразований», носили одноименные названия с церквями, стоящими на них:  Чудотворская, Благовещенская, Спасо-Лютеранская, Успенская улица и площадь и др. Теперь эти улицы известны нам под «именами» Бограда, Володарского, Плеханова, а также площадь Декабристов. В канун 355-летнего юбилея города вернулось прежнее название улице Чудотворской.

Улица, на которой стояла Владимирская церковь,  меняла свое название несколько раз: Гранинская, Владимирская, Московская, Ланинская и, наконец,  Декабрьских Событий. Расположенная у Московских ворот пятиглавая четырехцветная церковь первой встречала перезвоном колоколов и золотым блеском куполов гостей и путешественников, прибывших с запада, оставляя о себе неизгладимое впечатление своим чудесным видом. Вот такое  примечательное место было в Иркутске – церковь Владимирской иконы Божией Матери у триумфальных ворот.  Но церкви не суждено было сохранить тот прежний великолепный вид, с золотыми куполами.  В 1938 году Богородице-Владимирская церковь была закрыта для проведения богослужений. Там сначала устроили клуб мединститута, затем швейную фабрику. Колокольня и венчания церкви были сломаны.

Слайд16

С 1946 года в здании находилось Восточно-Сибирское Аэрогеодезическое предприятие. А мимо шли люди, проезжали автобусы, и немногие знали в те годы, что было за стенами сумрачного старого здания. Здание хотя и уцелело, но пострадало настолько, что восстановить его было невозможно. Оно было передано Иркутской епархии для устройства в нем Православной женской гимназии. К настоящему времени над  старинным четырехэтажным зданием, с полукруглыми окнами, характерными для XVIII-XIX вв., восстановлен малый купол над алтарной частью, на котором вновь засиял золотой крест.

За последнее столетие облик города изменился до неузнаваемости. Город вырос и вширь и ввысь. Современные небоскребы возвышаются не только над сохранившимися кое-где деревянными застройками, но и заслоняют собой старинные особняки, деревянные резные постройки и маковки церковных куполов. И лишь остались отдельные нетронутые временем островки, куда стекаются со всех концов люди побродить по старым улочкам, полюбоваться памятниками иркутской старины, окунуться в историю более чем трехвековой  давности. Одним из таких островков является самая древняя центральная часть нашего города, место, «откуда есть-пошел Иркутск».

Пройдемся по улицам города — Троицкой, Харлампиевской, Преображенской (Пятой Армии, Горького, Тимирязева),  заглянем в храмы, вспомним историю церквей, дошедших до наших дней и безвозвратно утраченных. Самая старая Спасская церковь, расположенная в сердце Иркутска, является единственным сохранившимся острожным сооружением, позволяющим определить границы и место иркутского кремля, единственным свидетелем зарождения, развития и процветания нашего города. Новое каменное здание храма заложено в 1706 году. Освящение его состоялось 1 августа 1710 года. В этот же день из старой деревянной Спасской церкви перенесли в новую хоругвь с образом Спаса, с которой, как гласит предание, пришли енисейские казаки ставить острог.

Спасская церковь наряду с другими башнями острога являлась  частью стены Иркутского острога, крепостью, защитой нового сибирского города, возведенного в 1661 году на высоком берегу Ангары, против реки Иркут. Среди многочисленных архитектурных памятников Иркут­ска церковь Спаса Нерукотворного Образа зани­мает особое, исключительное место. В историю города она вошла как второе по времени каменное здание города, уступившее свое первенство всего на пять лет приказной палате, построенной в восточной части северной крепости. Каменная церковь, первая в Восточной Сибири, была поставлена в южной стене кремля.

Слайд1

Древ­ние каменные стены Спасской церкви помнят более чем трехвековую историю города. Иерей Евгений Старцев в предисловии к книге «Спасская церковь» пишет: «Не оттого ли так берегли ее в прежние времена? Не разрушили, когда разбирали острог в 1790-х годах, тщательно залатали, когда землетрясение 1861 года испещрило ее стены трещинами, поливали водой два дня и две ночи, когда в 1879 году пожар небывалой силы истре­бил центр Иркутска…».

В середине XVIII века при Спасской церкви была воздвигнута каменная колокольня.  Для новой колокольни отлили девять  колоколов. Архитектура Спасской церкви напоминает старинные русские храмы. В начале XIX века восточные фасады церкви украсило панно из фресок, изображающих библейские сюжеты, которые сохранены и поныне. В своей многолетней истории Спасская церковь часто подвергалась ремонтам и перестройкам, что  наносило  и вред исторической ценности сооружения.

После Октябрьской революции, в годы забвения российских церквей, Спасскую реликтовую церковь едва не постигла участь Казанского кафедрального собора, она чудом была спасена. С 1931 года Спасский пустующий собор в разное время пытались приспособить  под мастерские, коммунальные квартиры, склады. И только в 1981 г. заброшенное здание церкви было отреставрировано. И там был открыт для посетителей выставочный зал краеведческого музея.

В 2006 году, в год своего 300-летнего юбилея, в храме вновь возобновились богослужения. Белокаменный храм до настоящего времени не утратил своей необыкновенной красоты, являясь древней реликвией города и его украшением.  В этом году иркутяне отмечают 310-летний юбилей Спасской церкви.            

Слайд2     

В шаговой доступности от Спасской церкви, на пересечении улиц Нижняя Набережная и Сухэ-Батора, находится Богоявленский храм. Здание Собора одно из самых старых в Иркутске, после Спасской церкви, он был построен в далеком 1693 году. Это один из красивейших храмов города. Впервые для внешней отделки храма был применен орнамент. Фасад – в стиле сибирского барокко и русского классицизма – украсили изразцы с изображениями цветов и сказочных существ, придав необыкновенную нарядность и парадность зданию. Рядом с собором располагается каменная колокольня. Во время пожара 1879 г. огонь остановился возле стен собора, не тронув его. До освящения Казанского кафедрального собора в 1894 году он считался главным храмом города. После Октябрьской революции, в условиях гонения и террора против церкви, храм не избежал участи других богоугодных заведений.

После закрытия храма  в 1934 г. в нем была размещена пекарня. В 80-е годы храм был восстановлен и в 90-е возвращен Иркутской епархии. В настоящее время, находясь в историческом центре города, на берегу Ангары, в одной параллели с Московскими воротами, памятником первопроходцам – основателям Иркутского острога и Спасской церковью, он продолжает покорять своей красотой туристов и местных жителей.

Слайд3

В самом центре Иркутска, рядом с православными храмами Христа Спасителя и Богоявленским Собором, трудно не заметить  красивейшее здание, с высокой башней, выполненное в неоготическом стиле. Это Польский костел. Исторически сложилось так, что Иркутск долгое время являлся местом ссылки, в том числе и для поляков. И прибывшие в Иркутск в 1819 году польские священники добились разрешения у городских властей на постройку первого здания католического храма для совершения религиозных служб прихожанами-поляками, сосланными в Сибирь.

Не простой оказалась  история и судьба католической церкви Успения Пресвятой Девы Марии. В храме в 1978 году был открыт органный зал Иркутской филармонии, где проходили светские мероприятия. Городская администрация Иркутска отказалась вернуть католической польской общине храм. В настоящее время костел принадлежит иркутской филармонии. В Польше иркутский орган считается одним из 10-ти лучших органов в России, а костел внесен в список культурного польского наследия. С сентября 2000 года в Глазковском предместье, на улице Грибоедова, освящен и действует кафедральный римско-католический собор Непорочного Сердца Божией Матери.

На берегу Ангары, в местности, называемой когда-то Потеряихой, на «Медведевом возвышении», в первой четверти XVIII века на средства Петра Медведева была построена деревянная Троицкая церковь. Каменная Троицкая церковь дошла до нашего времени из глубин веков без существенных внешних перемен. В 30-40-е годы здание было использовано для других нужд:  в нем устроили рабочее общежитие. Но просьбы православной общины были услышаны городскими властями, и церковное здание собирались вернуть верующим. Храм был отремонтирован и ждал установки иконостаса, но, вопреки всему, в здании устроили планетарий. С 1960 года церковь объявлена памятником федерального значения. В настоящее время Свято-Троицкий храм открыт для посещения, являясь ярким образцом, отражающим искусство сибирского барокко и древнерусской архитектуры, свидетельствующих о высоком мастерстве иркутских зодчих.

Слайд4

По этой же улице 5-й Армии (бывшей Троицкой) находится храм, имеющий два названия по его пределам: Харлампиевский и Архангела Михаила. Каменное двухэтажное здание было построено в 1777-1790 годах на пожертвования купца Василия Балакшина. По преданию, этот храм считался единственным в регионе «морским»  храмом, ведь именно в нем благословляли моряков, уходящих в дальние плавания, к берегам Русской Аляски. В этом храме 112 лет назад венчался лейтенант флота Александр Колчак с потомственной дворянкой Софией. Харлампиевская церковь оставалась действующей до 1931 года. Затем церковь была закрыта. В здании ее располагались общежитие и библиотека иркутского университета. И только в 1998 году храм в полуразрушенном состоянии был возвращен иркутской епархии. В настоящее время это одно из красивейших монументальных зданий города.

Мимо Харлампиевской церкви бегут один за другим трамваи, одни – под гору,  в сторону Троицкой церкви, другие – в гору, к остановке, расположенной напротив храма Крестовоздвиженского.

В XVIII веке на этом холме, на окраине города, стоял крест. Здесь намечалось основать женский монастырь, но Знаменский монастырь был построен у реки Ушаковки. А срубленную на холме деревянную церковь в народе еще долго называли у «Креста». Каменная церковь, вставшая на ее место, была выполнена в стиле сибирского барокко. Ее стены украшала каменная резьба из необыкновенных геометрических фигур, и все внешнее убранство церкви выделялось уникальной красотой и изяществом исполнения. «К середине XVIII Иркутск стал настолько богатым городом, что по праву оспаривал у Тобольска звание сибирской столицы. В городе даже возникла местная архитектурная школа, разрабатывавшая одно из направлений сибирского барокко. А венцом, непревзойденным шедевром сибирского барокко стала иркутская Крестовоздвиженская церковь» (Дмитрий Иванов).

В 1936 году, в условиях гонения против Церкви, богослужение в храме было прекращено. С колокольни были сняты колокола, самый старый из которых был отлит  еще в 1753 году. Но этому храму повезло более других в том,  что уже в 1943 году он был восстановлен и богослужения в нем возобновились. Крестовоздвиженский храм, стоявший когда-то на пустынном холме, откуда брал начало Заморский тракт, теперь оказался в самой гуще переплетения дорожных путей и улиц, и как раз напротив раскинувшегося вдоль Байкальской улицы 130-го квартала – современного  гостя из прошлого, из незабвенных XVII–XIX веков.

Есть в городе Иркутске церкви, которые стоят у самых истоков образования града Иркутского. Мы прикоснулись воспоминанием лишь к нескольким из них.  Прошлись по улочкам города, на которых, благодаря старинным храмам и древним постройкам, еще не затерялись черты старого Иркутска, сохранилась иная архитектурная историческая среда.

Федотова О. А., гл. библиограф  ОКЛиБ

 

Литература

Богородице-Владимирская церковь в Иркутске: история и современность. Иркутск. 2012.

Владимирская церковь: Иркутск. Храмы и судьбы. Иркутск. 2012.

Галеткина, Н. Иркутский костел // Земля Иркутская. 1995. № 4.

Калинина, И. В. Православные храмы Иркутской епархии XVII — начала XX века. М., 2000.

Спасская церковь: Иркутск. Храмы и судьбы. Иркутск, 2008.

Щербакова, В. В. По улицам родного города. Иркутск. 1961.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

WP-SpamFree by Pole Position Marketing